Flakpanzer IV «Wirbelwind» (рус. Противовоздушный танк IV «Смерч») - германская зенитная самоходная установка (ЗСУ) периода Второй мировой войны на базе самого массового танка вермахта - Pz. IV. Официальное обозначение – «Wirbelwind», альтернативное - Flakpanzer IV/2cm Vierling, Sd.Kfz.161/4. В начале Второй мировой войны при тотальном господстве Люфтваффе в воздухе Вермахт не был заинтересован в создании ЗСУ. Однако после коренного перелома в ходе войны союзные войска начали завоевывать господство в воздухе, и у германской армии возникла потребность в мобильной и хорошо вооруженной зенитной самоходной установке. В начале весны 1944 года концепцию такой машины выдвинул гауптштурмфюрер 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд» Карл Вильгельм Краузе. Он ознакомил со своим предложением командира 12-го танкового полка СС оберштурмбаннфюрера Макса Вюнше, после чего идея была одобрена лично А. Гитлером. Прототип ЗСУ «Wirbelwind» был построен в мае 1944 года на шасси, повреждённого в боях и возвращённого для капитального ремонта танка PzKpfw IV. Стандартная башня танка была демонтирована, а на её место установлена новая - девятигранная с открытым верхом, в которой размещалась счетверенная 20-мм зенитная артиллерийская установка 2 cm Flakvierling 38 L/65. Подобные системы в буксируемой версии неплохо показали себя в деле борьбы с маловысотными целями и могли стать хорошим оружием для ЗСУ. Экипаж боевой машины состоял из пяти человек: водителя, радиста, наводчика орудия и двух заряжающих. Первые двое должны были размещаться в передней части корпуса, а рабочие места трех других зенитчиков помещались в поворотной башне. Ввиду предполагаемого применения техники на переднем крае новый проект Wirbelwind подразумевал использование броневой башни, способной защитить расчет орудий от обстрела с любых ракурсов, за исключением верхней полусферы. Поскольку в переделку попали Pz.Kpfw.IV Ausf.F и G, то эти ЗСУ сохранили 50-мм лобовую броню. Несмотря на то, что крыша повысила бы защищенность расчета, башня осталась открытой по причине проблем с вентиляцией боевого отделения: четыре автоматических орудия выбрасывали большое количество пороховых газов, к тому же, это улучшало обзор в боевой обстановке. Для улучшения защиты и сокращения массы конструкции лоб, борта и другие детали башни состояли из двух броневых листов, толщиной по 16 мм: нижние устанавливались с развалом наружу, а верхние наклонялись внутрь. За свой вид, напоминавший формочку для запекания кексов, башня получила прозвище «Keksdose». При этом высота заметно увеличилась и составляла 2,76 м. Боевая масса ЗСУ определялась на уровне 22 т. При такой массе 300-сильный двигатель мог обеспечить удельную мощность не менее 13,6 л.с. на тонну веса, что позволило сохранить подвижность на уровне танка Pz.Kpfw.IV. Максимальная скорость движения достигала 40 км/ч, запас хода по шоссе составлял 200 км. В центре башни монтировалась счетверенная установка 2 cm Flakvierling 38 с 20-мм автоматическими пушками FlaK 38. Каждая из четырех пушек могла делать до 400-450 выстрелов в минуту (техническая скорострельность), однако на практике темп стрельбы счетверенной установки не превышал 750-800 выстрелов в минуту. Снаряды покидали стволы пушек со скоростью до 900 м/с и, в зависимости от типа, могли поражать цели на дальностях до 2-2,2 км. Серийные «Смерчи» позднего выпуска получали ручные и гидравлические приводы. Последние повышали скорость поворота по азимуту до 60° в секунду. Наводчик имел возможность вести огонь в любом направлении с углами возвышения от -10° до +90°. Проверки первой опытной машины наглядно показали правильность идей, лежавших в основе проекта. Использованное гусеничное шасси давало машине достаточно высокую подвижность, что позволяло «Смерчу» двигаться вместе с танками, как в колоннах на марше, так и в боевых порядках. Применение отработанной артиллерийской системы с достаточно высокими характеристиками так же сулило неплохую боевую эффективность. Производство ЗСУ «Wirbelwind» было развернуто фирмой «Ostbau Werke» на заводе в г. Сагане (Силезия, ныне - территория Польши). Всего было создано 122 машины (100 выпущены на шасси ремонтных танков и 22 построены вновь). После начала боевого использования ЗСУ выяснилось, что 20-мм орудия являются недостаточно действенными против самолётов противника. В конце 1944 года планировалось перевооружить имеющиеся «Wirbelwind» четырьмя 30-мм орудиями MK 103/28 или MK 103/38, способными делать до 1600 выстрелов в минуту. В декабре 1944 года Ostbau изготовила только один прототип, обозначенный как Zerstörer 45 (с нем - Истребитель-45») - 3 cm Flakvierling MK 103/1-8 auf Sfl PzKpfw IV. В 1945 году было принято решение использовать шасси устаревших Panzer III с установкой на них башни от «Wirbelwind». Этот проект получил обозначение Flakpanzer III. Было заказано 90 таких танков, но проект не был реализован ввиду окончания войны. ЗСУ «Wirbelwind» направлялись в распоряжение танковых дивизий Вермахта. На Восточный фронт было отправлено 90 единиц ЗСУ «Wirbelwind», а на Западный - 16. Сочетание бронезащиты и скорострельной счетвёренной артустановки обеспечило «Wirbelwind» возможность бороться не только с воздушными, но и с наземными целями, особенно со скоплениями пехоты. Некоторое количество «Смерчей» стало трофеями Красной армии. Советские бойцы ограниченно применяли эту технику и отзывались о ней, как о хорошем средстве для ведения огня по противнику, засевшему на верхних этажах зданий.
Фото именно той модели, которая продаётся – в идеальном состоянии.