M1 Abrams - основной боевой танк США. Серийно выпускается с 1980 года. Стоит на вооружении армии и морской пехоты США, также Египта, Австралии и Марокко, и ряда ближневосточных государств. Назван в честь генерала Крейтона Абрамса, внёсшего большой вклад в развитие бронетанковых войск США и занимавшего должность командующего группировкой американских сил в Республике Вьетнам. Концептуально спланированный для ведения боевых действий в составе бронетанковых подразделений, М1 "Абрамс" в настоящее время является одним из наиболее тяжёлых танков, его боевая масса превысила 62 т. Положил начало использованию целого ряда новаторских решений, включая многотопливный газотурбинный двигатель, инновационную комбинированную броню Chobham на базе керамических материалов, компьютерную систему управления огнём, раздельное хранение боезапаса с использованием вышибных панелей (англ. blow-out compartment). Согласно первоначальному техническому заданию, бронезащита танка должна была выдерживать (в переднем секторе обстрела ±30°) 115-мм бронебойный оперённый подкалиберный снаряд пушки У-5ТС с дистанции 800 м, цена должна находится в пределах 400 тыс. долл. в ценах 1972 года, а боевая масса - 45 тонн. Необходимо было значительное улучшение во всех областях по сравнению с M60. Вскоре стало ясно обеспечить требуемый уровень защиты не удаётся, поэтому лимит характеристик был повышен до 500 тыс. долл. и 55 тонн соответственно. на 8 мая 1973 года аванпроекты XM1 представили на рассмотрение автобронетанкового управления Армии США корпорации «Дженерал моторс», «Крайслер» и «Форд»; корпорация «Эф-Эм-Си» (FMC) предложила лицензионную копию танка «Леопард-2» американского производства. В 1976 году проект танка дополнили английской композитной бронёй «Чобэм». Ещё одно существенное изменение в проекте стало результатом опыта, полученного в ходе арабо-израильской войны 1973 года. Было решено отказаться от 25-мм спаренной автоматической пушки M242 Bushmaster в пользу 7,62-мм пулемета, а освободившийся объём использовать для увеличения боекомплекта основного орудия. Между тем, независимо от того, какой из прототипов национальных производителей одержал бы верх на этапе отбора, ему предстояло превзойти западногерманский танк «Леопард-2», который на тот момент во многом превосходил своих американских конкурентов, уступая ему лишь в броневой защите и по размещению боеукладки (неудобному для заряжающего), что обеспечивало меньшую живучесть на поле боя и американизированный вариант «Леопард-2» (модель AV, акр. Americanized Version, оборудованная, по настоянию американской стороны, системой управления огнём «Хьюз» и 105-мм американской пушкой взамен уже опробованной 120-мм гладкоствольной немецкой пушки концерна «Райнметалл) был заметно дороже собственной рыночной стоимости (серийный экспортный образец «Леопард-2» целиком стоил около 500 тыс. долл.). В процессе конкурса «Крайслер» улучшил конфигурацию композитной брони, оснастил специальной броней маску орудия, оснастил командира отводом от прицела наводчика (вместо независимого прицела) и существенно снизил цену (на 15%). Таким образом, стоимость окончательного варианта танка составила 422 тыс. долл. за единицу против 432 тыс. долл. за М60А3 (все цены в долларах 1972 года). 17 февраля 1981 года танк под обозначением «105-мм пушечный гусеничный танк М1» был принят на вооружение армии США. Случилось так, что темпы сборки новых танков значительно отставали от запланированных показателей. Так, к 5 ноября 1981 года в армию США поступили 203 машины из 352 заказанных. Одной из причин этого являлась неподготовленность фирм-поставщиков к крупносерийному изготовлению двигателей и электроники, главным образом из-за нехватки квалифицированных специалистов, необходимых при расширении производства. Для устранения отставания к выпуску «Абрамса» пришлось привлечь гиганта американской индустрии - компанию General Dynamics. Ее дочернее предприятие Land Systems Division в марте 1982 года приобрело танковое производство и все права на дальнейшую модернизацию машины. В итоге темп сборки «Абрамсов» к ноябрю 1982 года возрос до 60 единиц, а в январе 1985-го достиг своего пика – 90 единиц в месяц. Всего же до января 1985 года было изготовлено 2374 танка М1. Детройтский танковый арсенал корпорации «Крайслер», крупнейшее танкостроительное предприятие в Западном полушарии, производил «Абрамсы» в 1980-1996 годы, после чего был закрыт на консервацию ввиду отсутствия заказов требуемого объёма. Модернизация «Абрамса» началась вскоре после начала его серийного производства в рамках так называемой программы Block I. Толчком к ее проведению послужила Ливанская война 1982 года и сведения, поступившие от израильтян, о новых советских подкалиберных снарядах. Результатом первого этапа программы стал танк IP M1 (IP - Improved Product - усовершенствованный продукт), появившийся в 1984 году и получивший усиленное бронирование лобовой части корпуса и башни, усовершенствованную подвеску, доработанную трансмиссию, новую гусеницу Т156 и дополнительную корзину для имущества в кормовой части башни. Боевая масса танка составила 55,55 тонны. Всего с октября 1984 по май 1986 года было изготовлено 894 «Абрамса» IP M1. Модификации M1 и M1IP вооружены 105-мм нарезной пушкой М68А1 (модернизированный вариант британской L7), стабилизированной в двух плоскостях. В августе 1984-го на вооружение был принят танк М1А1. Главное его отличие - 120-мм гладкоствольная пушка М256 (лицензионный вариант немецкой пушки Rheinmetall Rh-120), также стабилизированная в двух плоскостях. С ней используют подкалиберные выстрелы, имеющие бронепробиваемость с 2000 м: 650, 700, 800+динамическая защита, 850мм. Боекомплекты в машине уменьшились до 40 выстрелов. На крыше башни смонтировали две вышибные панели одинакового размера вместо трех, в дополнение к существующей индивидуальной защите от ОМП установили систему коллективной защиты с ФВУ. В связи с возросшей массой танка были внесены изменения в ходовую часть. С 1988 года в состав лобовой брони корпуса и башни части танков ввели обедненный уран (М1А1 НА - Heavy Armor). Боевая масса - 57,155 (М1А1) и 62,2 тонны (М1А1 НА). Всего до конца 1993-го американцы выпустили 4802 танков М1А1 и М1А1 НА. В 1988 году между Египтом и США был подписан контракт на сборку по лицензии танков на построенном заводе в Каире. Всего для национальных вооруженных сил Египта с 1988 по 2011 год было выпущено 1005 «Абрамсов» М1А1. Американская техника была предназначена для постепенной замены устаревших танков советского производства Т-54/-55 и Т-62. Последнюю масштабную модернизацию «Абрамса» американцы провели в рамках программы Block II. Результатом ее реализации, нацеленной главным образом на усовершенствование радиоэлектронной начинки танка, стала модификация М1А2, появившаяся в 1994 году. Танк получил новый стабилизированный командирский тепловизионный прибор кругового наблюдения CITV, баллистический вычислитель с увеличенным объемом памяти, лазерный дальномер на углекислом газе, интегральную бортовую информационную систему IVIS и тепловизионный прибор наблюдения механика-водителя. Недостатком M1А1 является ограниченная возможность самостоятельного поиска цели командиром, небольшое увеличение и отсутствие стабилизации поля зрения прицела М919 не позволяют уверенно обнаруживать и идентифицировать цели при движении танка. Этот недостаток был устранён на модификации М1А2. М1А2 прицел наводчика существенно модернизирован: он получил независимую стабилизацию в двух плоскостях. В корпусных конструкциях более широко используются элементы бронезащиты из обедненного урана, установлены противокумулятивные экраны на крыше башни. Боевая масса танка достигла 63,1 тонны. Для армии США первоначально изготовили только 62 машины: 32 передали в испытательную группу, а остальные распределили по учебным и испытательным центрам. Однако столь малая партия поставила под угрозу существование заводов в Детройте и Лайме. Заказ срочно увеличили на 44 единицы и разработали долгосрочную программу модернизации танков М1А1. При этом стоимость вновь изготовленного «Абрамса» равнялась примерно 4,5 миллиона долларов, а модернизированного – 2,5 миллиона. В то же время закупочная стоимость танка значительно ниже: так, вновь построенные M1A1 SA, поставляемые в ВС Ирака, были оплачены производителю из расчета 1,4 млн долларов за машину; для Австралии M1A1 AIM с более совершенной комплектацией, однако полученные из запасов армии США, обошлись в 1,18 млн долларов за каждый танк. Переориентация танковой программы до 2007 года с выпуска на модернизацию «Абрамсов» и заключенные в 1992 году с Саудовской Аравией и Кувейтом соглашения о поставке в эти страны 315 и 218 танков М1А2 соответственно позволили оставить действующим завод в Лайме. Впрочем, и одному предприятию вполне по силам справиться с осуществлением очередной программы модернизации, получившей название SEP и начатой в 1999 году - создании своего рода «цифровой» версии танка М1А2. Обновление предусматривало оснащение танка усовершенствованным бронированием третьего поколения без уранового наполнителя, новой полностью цифровой системой управления огнем, тепловизионной системой второго поколения (2nd Gen FLIR) наводчика и командира с существенно улучшенными возможностями обнаружения цели днем и ночью, вспомогательной силовой установкой для функционирования электронных систем при неработающем основном двигателе и тепловой системой управления кондиционирования воздуха для экипажа и электронного оборудования. Также применены самые современные информационные технологии, включая цветные карты, сетевые коммуникации, увеличенные объемы машинной памяти и производительные процессоры для повышения эффективности поражения целей. Считается, что система 2nd Gen FLIR имеет улучшенную на 70 процентов четкость изображения, сокращенное на 45 процентов время для производства выстрела и повышенную точность. Усовершенствован и командирский тепловизионный прибор кругового наблюдения CITV. Поставки первых M1A2 SEP начаты в августе 1999 года. Программа предусматривала обновление 1150 ранее выпущенных М1А2. До «цифрового» стандарта также модернизированы саудовские М1А2. В июне 2004-го агентством Forecast International танк корпорации General Dynamics Land Systems M1A2 SEP признан лучшим в мире. Второе место в рейтинге было присуждено израильскому Merkava Mk.4, третье - японскому Type 90, четвертое - немецкому Leopard 2A6 и пятое - британскому Challenger 2. Однако американские специалисты не остановились на достигнутом: 6 октября 2008 года из ворот Аннистонского арсенала вышел первый модернизированный танк M1A2 SEP V2 (Systems Enhancement Package Version 2). Это самая последняя и наиболее продвинутая «цифровая» модификация американского основного боевого танка М1 «Абрамс». Под «цифровой» стандарт SEP V2 обновляются ранее выпущенные М1А1. Новая машина отличается от предыдущих версий усовершенствованными цветными дисплеями для отображения тактической обстановки, прицелами с электрооптическим и инфракрасным каналами, доработанной силовой установкой и новыми средствами связи, совместимыми с сетями пехотных частей и соединений. Помимо этого, модернизация включает внедрение ряда технологий, разработанных по программе «Боевые системы будущего» (Future Combat Systems). По состоянию на 2012 год стоимость нового танка по контракту для армии США составляет 5,5-6,1 млн. долл. Модернизационный запас танка «Абрамс» еще не исчерпан, военным руководством США он рассматривается в качестве основного боевого танка американской армии вплоть до 2040 года. Ещё несколько слов про оснащение танка. Газотурбинный двигатель Avco-Lycoming AGT-1500 мощностью 1500 л.с. при 3000 об/мин, с двухкаскадным компрессором, свободной силовой турбиной и стационарным теплообменником установлен в едином блоке с трансмиссией и обслуживающими системами. Блок массой 3860 кг может быть заменён менее чем за 1 ч. Выбор газотурбинного двигателя (ГТД) американские специалисты объясняют рядом его преимуществ по сравнению с дизелем той же мощности. Меньшая масса, относительная простота конструкции, повышенная надёжность и ресурс. Также, ГТД имеет пониженную задымлённость и шумность, лучше удовлетворяет требованиям многотопливности, гораздо легче запускается при низких температурах. Основными недостатками являются повышенный расход топлива и воздуха (в результате система воздухоочистки занимает втрое больший объём по сравнению с дизелем). С середины 1990-х годов началось массовое оснащение танков «Абрамс» вспомогательными силовыми установками (ВСУ), обеспечивающими электропитание бортовых систем танка без включения основной силовой установки или расхода заряда аккумуляторов на протяжении 7,5-8 часов. ВСУ имеет мощность 2 кВт и размещается в бронированном ящике в корзине башни (или на корме корпуса, на танках КПМ). На модели М1А2 SEP ВСУ из корзины башни удалена ввиду высокой уязвимости. На данный момент танки снабжаются дополнительной аккумуляторной батареей, позволяющей танку функционировать до 10 часов в «тихом» режиме. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть позволяли боевой машине массой 57 тонн развивать максимальную скорость 72,4 км/ч. Запас хода по шоссе составлял 394–440 километров. Лобовое бронирование представляет из себя многослойный массив толщиной до 860 мм, состоящий из двух листов броневой стали и композитного наполнителя, заключенного между ними. В наполнителе используется 5 видов керамики (корундовая, урановая 1-го и 2-го поколения, уранокорундовая 1-го и 2-го поколения, нитрид бора и карбид кремния), а также кевлар, титан, текстолит, полиуретан. Бортовое бронирование башни представляет собой слой из алюминиевой бронеплиты, слоя воздуха и 3-х 19-миллиметровых уранокерамических плит, в эквиваленте составляющих порядка 500-600 мм защиты от кумулятивных боеприпасов. В Абрамсе также предусмотрены вышибные панели и стенки, которые в случае пожара боекомплекта выводят продукты сгорания из танка наружу, предотвращая взрыв, что повышает выживаемость экипажа в бою. В дополнение к броне некоторые модификации Абрамса оснащены системой активной защиты Softkill, AN/VLQ-6 Missile Countermeasures Device (MCD), которая создаёт помехи системам слежения полуавтоматических противотанковых ракетных комплексов (например, российский 9K114 Штурм). На «Абрамс» установлена одна из самых современных систем управления огнём фирмы Хьюз Эйркрафт. В основной прицел наводчика встроены лазерный дальномер и тепловизионная камера; поле зрения прицела имеет независимую стабилизацию в вертикальной плоскости. Дневной канал имеет две кратности увеличения - 3 и 10; тепловизионный - 3, 6, 13, 25 и 50 (Х6 получается электронным увеличением оптического трёхкратного и Х25 и Х50 являются электронным увеличением оптического 13-кратного). Пределы измерения дальности лазерным дальномером - от 200 до 7990 метров (но баллистическое решение рассчитывается только в диапазоне от 200 до 3990 +/-10 метров у танков М1 и М1А1 и от 200 до 4990 +/-10 метров у танков М1А2, замеренные дальности вне данного диапазона высвечиваются мигающими символами). На случай выхода из строя основного прицела предусмотрен резервный телескопический шарнирный прицел Kollmorgen Model 939 с 8-кратным увеличением и полем зрения 8°; головная часть прицела закреплена в маске орудия, а окулярная часть прикреплена к крыше башни. Командир пользуется отводом от основного прицела наводчика, при необходимости он может вести огонь из пушки вместо наводчика (при этом не имея возможности самостоятельно менять увеличение и переключаться между дневным оптическим и тепловизионными каналами). Командирская башенка танков М1, IPM1 и М1А1 представляет собой зенитно-пулемётную установку (ЗПУ) закрытого типа. Конструкция люльки ЗПУ обеспечивает установку 12,7-мм пулемёта М2HB (основной вариант) либо 7,62-мм пулемёта М240 (резервный вариант). Наведение ЗПУ по азимуту штатно осуществляется при помощи электромашинного привода (предусмотрен аварийный ручной привод). Для обеспечения кругового обзора по периметру командирской башенки также установлены 6 перископических приборов наблюдения. Время подготовки первого выстрела при стрельбе с ходу составляет: наводчиком - 15, а командиром - 17с. При ведении огня с места время уменьшается до 9-10 и 11-12 с соответственно. В соревнованиях против Леопард-2 танк превосходил в ночных стрельбах, но очень сильно уступал в дневном скоростном поражении целей. Электронный баллистический вычислитель, выполненный на твердотельных элементах, с высокой точностью рассчитывает угловые поправки для стрельбы из пушки и спаренного с ней пулемёта. В него автоматически вводятся значения дальности до цели (от лазерного дальномера), скорость бокового ветра, угловая скорость цели и угол наклона оси цапф пушки. Кроме того, вручную вводятся данные о типе снаряда, барометрическом давлении, температуре воздуха, температуре заряда, износе канала ствола, а также поправки на рассогласование направления оси канала ствола и линии прицеливания. Экипаж танка – четыре человека. Боевое крещение «Абрамсы» получили во время операции «Буря в пустыне», однако машины ранних модификаций, М1 и IP М1, которых прибыло 703 единицы, обладали ограниченными возможностями по обеспечению защиты экипажа от оружия массового поражения (ожидалось использование иракцами химического оружия). Кроме того, вызывали беспокойство низкие поражающие свойства 105-мм пушек при возможной встрече с танками советского производства Т-72М и Т-72М1, которые имелись в элитных соединениях армии Ирака. Поэтому командованием было принято решение использовать «Абрамсы» М1 и IP М1 во втором эшелоне. В первом же надлежало применять машины М1А1 и М1А1 НА с коллективной системой защиты от оружия массового поражения, эффективной 120-мм пушкой и более сильным бронированием. К февралю 1991 года американские войска в Саудовской Аравии имели 1223 «Абрамса» М1А1 НА и 733 - М1А1. Для сравнения иракская армия из современных танков имела около 1000 Т-72. Намного более совершенная прицельная система, лучшая подготовка экипажей и использование боеприпасов из обеднённого урана позволяли танкам «Абрамс» поражать иракские машины на дистанции, значительно превосходящих эффективную дальность ведения огня последних (125-мм снаряды ЗБМ9 иракских Т-72, были сняты с вооружения ещё в 73 году, то есть ещё до начала производства М1А1). Вследствие этого, в подавляющем большинстве танковых сражений победа была за «абрамсами». Например, 26 февраля произошло крупное танковое сражение с иракской дивизией «Таувахальна», в ходе боя «Абрамсы» уничтожили 24 танка Т-72, потеряв 4 танка подбитыми. По данным Армии США всего в ходе войны было подбито 23 «Абрамса», из которых 9 были полностью уничтожены (по американским данным, семь машин погибли от «дружественного огня», и две оставшиеся были уничтожены экипажами из-за невозможности эвакуации), причём абрамсы первых модификаций с «семьдесятдвойками» в бой не вступали. Для немодифицированных абрамсов максимальной целью становились Т-55. Большая часть временно или необратимо выведенных из строя абрамсов была подбита минами, противотанковыми ракетами или выстрелами гранатометов с боковых и кормовых проекций. Случаи поражения абрамсов артиллерийским огнём иракских танков были единичными. В результате изучения опыта боевых действий в Ираке на свет появилась программа TUSK (Tank Urban Save Kit) - «Танковый городской спасательный комплект». Он включает, в частности, навесную ДЗ передней части бортов, дополнительную защиту кормы и крыши танка, броневой щит пулемета заряжающего, устройства, предназначенные для обнаружения и уничтожения снайперов и гранатометчиков, еще один крупнокалиберный пулемет, укрепленный над стволом пушки, тепловизионные приборы наблюдения механика-водителя, командира и заряжающего, противоминную защиту, громкоговорительную установку и т. д. В общей сложности предполагалось оснастить таким образом 505 танков из частей, находящихся в Ираке. Надёжность абрамсов в ходе «Бури в Пустыне» вызвала массу нареканий в плане работы ГТД. К выявившимся проблемам танков относилось и отсутствие системы «свой-чужой», недостаточная приспособленность двигателей для действий в пустыне (что объяснялось тем, что большая часть «Абрамсов», участвовавших в конфликте, была переправлена из Европы и предназначалась для применения на европейском театре военных действий), несовершенство навигационных систем. В ходе семилетней военной кампании в Ираке (2003-2011), абрамсы применялись достаточно активно. В течение первого месяца боевых действий с начала войны, 151 танк «Абрамс» получил попадания, в основном из РПГ. До семи танков было захвачено иракцами, причём три из них были в боеспособном состоянии. 27 октября 2003 года в 40 км от Багдада на самодельном фугасе большой мощности была подорвана новейшая модификация танка М1А2 SEP. На февраль 2005 года 70 % танкового парка из 1135 «Абрамсов», развёрнутых в Ираке хотя бы единожды были обстреляны и получили те или иные повреждения (от незначительных до катастрофических). Из них 80 машин не подлежали восстановлению силами ремонтно-восстановительных подразделений, развёрнутых на театре военных действий и были эвакуированы в США для капитального ремонта, включая 17, оценённых как не подлежащих восстановлению. Очевидно, что общее количество выведенных из строя было несколько выше, так как некоторые подбитые танки возвращались в строй на месте. С августа 2005 по апрель 2008 года по отрывочным данным безвозвратно было потеряно не менее 20 танков данного типа. С учётом 17 потерянных ранее, можно сделать вывод о не менее чем 37 безвозвратных потерях танков M1 «Абрамс» в войне. К концу 2006 года на ремонт назад в США были отправлены более 530 американских танков «Абрамс». Известен случай когда «Абрамс» получил от 14 до 18 попаданий из РПГ в одном бою, но продолжил участвовать в боевых действиях. Иракской армии с 2008 года было передано 140 танков M1A1. Из-за боевых повреждений и технических неполадок к концу 2014 года в строю осталось лишь 40 машин. По состоянию на конец 2016 года только с помощью ПТУР было уничтожено 47 «Абрамсов». Американцы в ответ на использование Ираком танков против курдов вывели из страны свою ремонтную роту, которая обслуживала эти танки. К середине 2018 года за 4 года боевых действий потери иракских M1A1 по боевым причинам составили до 80 выведенных из строя танков, большинство потерь было в Мосуле, где по официальным данным Ирака было подбито 60 «Абрамсов», по меньшей мере 9 «Абрамсов» попали в руки к проиранским вооружённым формированиям. В июне 2018 года иракцы стали заменять «Абрамсы» танками Т-90. Достоинства - высокая скорострельность до 10-12 выстрелов в минуту, мощное бронирование лобовой проекции машины, в том числе нижней лобовой детали, наличие навигационной системы (БИУС) или системы опознавания своих войск (танк имеет систему отслеживания своих сил, и его экипаж видит на движущейся карте местоположение других танков своего подразделения или части), боекомплект хранится в защищенном башенном отсеке (повышает живучесть машины и экипажа), мощный двигатель (высокий крутящий момент, быстрый старт, стремительный разгон), современная электроника, отличные средства наблюдения, постоянно совершенствуемые боеприпасы, бронирование, различного рода датчики. Недостатки - борта корпуса имеют небольшую толщину (значительно меньше чем большинство тяжёлых танков второй мировой и в качестве усиления имеют только фальшборт из мягкой стали с наполнителем) и уязвимы для огня противника, в том числе для старых вариантов гранатомётов (с использованием ДЗ данная проблема отчасти решена но только на малой части машин специально переоборудованных для городского боя (TUSK)); отсутствие управляемого вооружения в отличие от большинства современных ОБТ (Основных Боевых Танков) сокращает дальность огня и осложняет стрельбу по удалённым движущимся целям (на Т90 скорость цели для КУВ 70 км/ч, на Т-64 сверхзвуковой КУВ с 1976 года); верхняя проекция танка отличается громадными относительно советских ОБТ размерами, и в силу конструктивных особенностей уязвима для авиапушек практически по всей площади, также проблемно избежать удара сверху с применением кассетных бомб (существует множество специальных противотанковых вариантов в т.ч. для РСЗО), и в позиционной войне смертельных ударов крупнокалиберных миномётов/артиллерии, особенно высокоточного оружия с корректируемыми снарядами. А также от ударов гранатомётов/ПТРК в горных или городских условиях боя; обеднённый уран как в броне так и в боекомплекте высокотоксичен и радиоактивен, броня с обедненным ураном под действием снарядов горит при температуре 1000° и выделяет высокотоксичные частицы которые выбрасывает наружу с частицами брони и снаряда в процессе проникновения снаряда в броню, аналогично по броне действуют снаряды (сгорает до 70 % снаряда).
Квадраты на лбу башни танка - это особая схема опознавательных знаков, которые не только придают узнаваемый вид американской технике, но также помогают отличить союзную технику от вражеской при работе тепловизора и прибора ночного видения. Причиной разработки уникальных пластин стали потери в боевых действиях в Персидском заливе в начале 90-х, которые были нанесены дружественным огнём. Пластины сделаны из термостойких материалов и отлично видны на мониторах инфракрасного и тепловизионного диапазона, а также в приборы ночного видения.
Фото 1-2 именно той модели, которая продаётся – абсолютно новая, в нераспечатанном блистере. Модель имеет элементы фототравления и качественную маркировку.