M3 Lee (M3 «Ли») - американский средний танк периода Второй мировой войны. Был назван в честь военачальника периода Гражданской войны в США - генерала Р. Э. Ли. (генерал армии Конфедеративных Штатов Америки, один из самых известных американских военачальников XIX века - когда началась Гражданская война, он уволился из армии США и встал на сторону Юга: приняв назначение командиром Северовирджинской армии, в трудный для конфедеративных войск момент, сумел в нескольких сражениях разбить превосходящие силы армии Севера и перенести боевые действия на территорию противника; в 1864 и 1865 годах ему удалось нанести большой урон наступающей армии генерала Гранта, но всё же Ли не смог его остановить и был вынужден сдать Питерсберг и Ричмонд, а затем капитулировать со всей армией при Аппоматтоксе). M3 был создан в 1940 году на основе неудачного танка M2 и производился серийно с июня 1941 по август 1942 года (модифицированные третья и пятая модель выпускались ограниченной партией до декабря того же года). Всего в различных вариантах было выпущено 6258 M3. Около 2/3 выпущенных M3 были переданы другим странам, почти исключительно Великобритании и СССР, по программе ленд-лиза. Кроме того, до появления в достаточных количествах более совершенного среднего танка M4 «Шерман» M3 был основным боевым танком Вооружённых сил США. Корпус танка M3 имеет сборную конструкцию. На сборный каркас клёпкой крепились броневые листы из катаной брони. Для доступа в танк по бортам корпуса были предусмотрены прямоугольные двери, водитель на своё место попадал через люк, расположенный в правой части верхнего лобового листа, там же располагались его смотровые приборы. Левее люка водителя в нижнем лобовом листе имелась амбразура для установки спаренного пулемёта. Литой спонсон для 75-мм пушки устанавливался в правой передней части корпуса и крепился к нему клёпкой. Для доступа в моторный отсек в корме и днище имелись люки, а его крыша выполнялась съёмной. Воздух к двигателю подавался через броневые короба, смонтированные над гусеницами. В них же помещались топливные баки. Литая башня цилиндрической формы устанавливалась со смещением влево на шариковой опоре и оснащалась гидроприводом. Пушка монтировалась в маске, в ней же размещался пулемёт и перископический прицел. Для наблюдения в бортах башни имелись смотровые щели, закрытые стеклоблоками и откидными бронированными крышками. Командирская башенка цилиндрической формы с пулемётом располагалась поверх башни со смещением влево, вращение башенки осуществлялось вручную. Доступ в башню осуществлялся через двухстворчатый люк в крыше командирской башенки. При рабочем объёме 15 938 см³, двигатель развивал мощность в 340 л. с. при 2400 об/мин. Четыре топливных бака общим объёмом 660-670 литра располагались в спонсонах корпуса. В качестве топлива применялся бензин с октановым числом не ниже 92, которое принудительно подавалось в двигатель топливным насосом коловоротного типа. Гусеницы M3 - стальные с резинометаллическим шарниром, мелкозвенчатые, цевочного зацепления, состоявшие каждая из 79 траков. На изготовление одной такой гусеницы, помимо металла, уходит каучука столько же, как на 79 пар ботинок. Универсальное обрезиненное покрытие предназначалось, в первую очередь, для увеличения долговечности и продления срока эксплуатации гусениц по твёрдому дорожному покрытию и вообще при движении по твёрдым грунтам (кроме скальных), так если среднее значение пробега для трака немецких и японских танков не превышало 965 км, после чего требовалась их замена, то обрезиненные траки американских танков были рассчитаны на прохождение расстояния впятеро превышающего таковое для танков противника - 4830 км. Основными их недостатками при этом были снижение ходовых качеств (исключением было движение по асфальту и по толстому льду, где обрезиненным тракам не было равных в сцеплении с поверхностью и скорости движения) и увеличение стоимости в сравнении с металлическими траками. Танк имел 75-мм орудие М2 или М3, изготавливавшиеся преимущественно Вотервлитским армейским арсеналом (выпускались до 1949 г.), установленное в спонсоне с правой передней стороны корпуса, которое оснащалось гироскопическим стабилизатором в вертикальной плоскости. Дополнительное 37-мм орудие М5 или М6 размещалось в башне и было призвано восполнить защиту и отражение атаки вражеской бронетехники, в том числе и в случае неспособности танка передвигаться и маневрировать для наведения основного орудия. Как и у большинства американских танков первоначально к 37-мм орудиям шли только бронебойные снаряды. Пулемётное вооружение состояло из трёх или четырёх пулемётов М1919А4 калибром 7,62 мм. Два из них жёстко крепились в передней части корпуса, перед расположением места водителя-механика, ещё один был спарен с 37-мм орудием в башне, четвёртый устанавливался на командирской башенке располагавшейся над орудийной башней. Экипаж танка состоял, как правило, из шести членов: Командир размещался в башне рядом с 37-мм орудием и мог вести наблюдение как через маленькую (командирскую) башенку, так и стрелять из пулемёта, размещённого на этой башенке. Наводчик 37-мм орудия размещался рядом с командиром. Заряжающий размещался чуть ниже наводчика. Все трое находились на поворотной половой основе башни. Наводчик 75-мм орудия находился в спонсоне. Заряжающий 75-мм орудия располагался чуть дальше от наводчика, в корпусе. Водитель-механик находился в лобовой левой части корпуса и при необходимости вёл неприцельный огонь из двух пулемётов, установленных в лобовой части корпуса. Опытно-конструкторские работы велись с сентября 1940 по февраль 1941 г. на Абердинском танковом полигоне. Инженеры полигона подготовили всего около шести тысяч чертежей узлов, агрегатов и отдельных деталей танка и несколько тысяч листов сопроводительной технической документации для организации серийного производства, - это был беспрецедентный для американского танкостроения случай согласованной работы армейских и корпоративных инженерных кадров. Заказ на серийное производство с заключением контракта с компаниями-изготовителями был размещён раньше, чем были окончены проектные работы - в июле 1940 г. Всего за весь период производства с апреля 1941 по декабрь 1942 г. было изготовлено 6258 танков M3, из которых 3352, то есть больше половины было произведено крупнейшим американским танкостроительным предприятием военного времени - Детройтским танковым арсеналом корпорации «Крайслер». На пике производства, по заказам, размещённым американским и британским правительством, в серийном производстве танков M3 было задействовано около десятка крупных американских подрядчиков из частного сектора и одно канадское предприятие - филиал американской компании.
Фото именно той модели, которая продаётся - новая, в пластиковом боксе
Обменяю на военную технику