2С1 «Гвоздика» (2С1 - индекс ГРАУ) - советская 122-мм полковая самоходная гаубица. Разработана на Харьковском заводе имени Серго Орджоникидзе. «Гвоздика» предназначена для подавления и уничтожения живой силы, артиллерийских и миномётных батарей, а также для разрушения дзотов, обеспечения проходов в минных полях и полевых заграждениях. После окончания Великой Отечественной войны на вооружении Советского Союза состояли в основном противотанковые и штурмовые САУ. Основным применением таких самоходных артиллерийских установок (САУ) было непосредственное сопровождение пехоты и танков и стрельба по вражеским целям прямой наводкой. В то же время в западных странах и США имелись САУ, предназначенные для ведения огня с закрытых позиций. Постепенно самоходная артиллерия в этих странах начала вытеснять буксируемую. Незаменимость самоходной артиллерии в локальных конфликтах стала очевидна, поэтому в период с 1947 по 1953 год были проведены изыскания по созданию новых самоходных гаубиц, однако в 1955 году по указанию Н. С. Хрущёва большинство работ по самоходной артиллерии было прекращено. Некоторое время спустя Министерство обороны СССР пришло к выводам, что стратегическая ядерная война маловероятна, так как приведёт к уничтожению обеих воюющих сторон. При этом более реальными могли стать локальные конфликты с использованием тактических ядерных вооружений. В таких конфликтах самоходная артиллерия имела неоспоримое преимущество перед буксируемой. С отставкой Н. С. Хрущёва разработка самоходной артиллерии в СССР была возобновлена. С целью ликвидации отставания советской самоходной артиллерии от артиллерии стран НАТО в 1967 году выходит постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 609-201 от 4 июля. В соответствии с этим постановлением была официально начата разработка новой 122-мм самоходной гаубицы для сухопутных войск Советской армии. Наиболее подходящим являлось шасси боевой машины пехоты БМП-1, однако её разработчик, П. П. Исаков, добился запрета на использование БМП-1 в качестве базового шасси. Поэтому использовать в качестве базового было решено удлинённую и модифицированную базу многоцелевого транспортёра-тягача МТ-ЛБ, хотя его шасси обладало недостаточной устойчивостью при стрельбе и не имело необходимого уровня допустимых нагрузок на ходовую часть машины. «Гвоздика» должна была поступить на вооружение артиллерийских дивизионов мотострелковых полков для замены 122-мм гаубиц М-30. В 1970 году постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 770-249 от 14 сентября, после доработок, самоходная артиллерийская установка 2С1 «Гвоздика» была принята на вооружение Советской армии. В СССР Серийное производство началось в 1971 году и закончилось в конце 1991 года. Также САУ 2С1 выпускалась по лицензии в Польше с 1971 года и Болгарии с 1979 года. В процессе выпуска польский вариант «Гвоздики», 2С1М Goździk, модернизировался - оснащался дизельным двигателем SW680T, новыми опорными катками и изменёнными гидродинамическими щитками для движения по воде. САУ 2С1 болгарского производства поступали на вооружение Советской армии и, кроме худшего качества изготовления, ничем не отличались от советского образца 2С1. Всего за годы производства было изготовлено более 10 000 единиц 2С1. После прекращения производства, в Польше и России были разработаны модернизированные варианты. Румынская модификация 2С1 имела обозначение Model 89 - вариант, разработанный в Румынии в 1980-х годах. От 2С1 отличается базовым шасси - вместо модифицированной базы МТ-ЛБ использовано шасси БМП MLI-84. Raad-1 (араб. Гром-1) - иранская 122-мм самоходная гаубица, разработанная в 1996 году и с 2002 года запущенная в массовое производство. От 2С1 отличается базовым шасси, вместо МТ-ЛБ используется иранская БМП Boragh. Корпус машины сварен из стальных броневых катанных листов, полностью герметичен и позволяет осуществлять преодоление водных преград вплавь. Толщина листов корпуса и башни достигает 20 мм. Основным вооружением САУ 2С1 является 122-мм гаубица 2А31. В основной боекомплект гаубицы 2А31 входят осколочно-фугасные снаряды 3ОФ56 и 3ОФ56-1 с контактным взрывателем РГМ-2М, 3ОФ7 и 3ОФ8 с радиовзрывателем АР-30, а также снаряды 3ОФ24, 3ОФ24Ж, 53-ОФ-462 и 53-ОФ-462Ж, которые могут комплектоваться как контактными взрывателями РГМ2 или В-90, так и радиовзрывателями АР-5. Снаряды обладают начальной скоростью на полном заряде 690 м/с и максимальной дальностью стрельбы в 15,2 км. Для 2С1 разработаны корректируемые снаряды «Китолов-2М», имеющие возможность поражения бронетанковой техники в местах сосредоточения пусковых установок, долговременных оборонительных сооружений, мостов и переправ. Кроме того, предусмотрено использование осветительных и дымовых снарядов, а также снарядов-постановщиков радиопомех. Для борьбы с бронированной техникой в штатном боекомплекте 2С1 имеются 5 кумулятивных вращающихся боеприпасов 3БП1. Боеприпас способен пробивать 180-мм гомогенную броневую сталь на расстояниях до 2 км. Кроме того, стрельба по бронированным целям может вестись невращающимися кумулятивными снарядами 3БК6 и 3БК13 (пробивающими соответственно 400 и 460 мм гомогенной броневой стали). Для борьбы с живой силой противника в боекомплекте САУ 2С1 имеется шрапнельный снаряд 3Ш1, оснащённый поражающими стреловидными элементами, которые при разрыве боеприпаса разлетаются под углом 24°. Кроме того, для 122-мм гаубиц М-30 и Д-30 в СССР были разработаны осколочно-химические и химические снаряды, снаряжённые различными отравляющими веществами. В 1997 году был разработан активно-реактивный осколочно-фугасный 122-мм снаряд с готовыми нарезами, позволяющий увеличить максимальную дальность стрельбы 2С1 до 21,9 км. Для наведения орудия, осуществления разведки местности днём и в ночной период времени, в командирской башенке установлен комбинированный прицел ТКН-3Б с прожектором ОУ-3ГА2, а также два призменных перископических прибора наблюдения ТНПО-170А. Место наводчика оборудовано артиллерийским панорамным прицелом 1ОП40 для стрельбы с закрытых огневых позиций и прицелом прямой наводки ОП5-37 для ведения огня по наблюдаемым целям. В правой части башни, перед люком заряжающего установлен вращающийся прибор наблюдения МК-4. Место механика водителя оборудовано двумя призменными приборами наблюдения ТНПО-170А с электрообогревом, а также прибором ночного видения ТВН-2Б для вождения в ночных условиях. Перед местом механика-водителя находится смотровое стекло с электрообогревом и защитной броневой крышкой. В 2С1 установлен V-образный 8-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель ЯМЗ-238Н жидкостного охлаждения с газотурбинным наддувом мощностью 300 л.с. Максимальная теоретическая скорость движения на шестой передней передаче составляет 61,5 км/ч. На задней передаче обеспечивается скорость движения до 6,3 км/ч.
Фото именно той модели, которая продаётся – в идеальном состоянии (хранилась в коробке), на подставке.
Пользователь | Цена | Кол-во | Дата |
---|---|---|---|
darreniliachev9 (4) | 600₽ | 1 | 16.10.2020 19:37:37 |