Achilles(англ. Ахиллес) – английская модификация американской противотанковой самоходно-артиллерийской установки 3in Gun Motor Carriage M10 периода Второй Мировой Войны (WWII). Великобритания, которая первой изобрела самоходные артиллерийские установки, к началу Второй Мировой Войны осталась совсем без машин этого класса. Противотанковая САУ «Черчилль Кэрриер» (Carrier, Churchill, 3-inch Gun, Mk I) получилась слишком массивной, плохо защищённой с низкой манёвренностью и трудностями наблюдения и корректировки огня. Пришлось вновь опираться на зарубежные поставки. Как показала французская кампании мая-июня 1940 года, главной особенностью истребительно-противотанковых батальонов стала подвижность, при этом 37-мм орудия, буксируемые «джипами» в Северной Африке в 1941 году оказались недостаточными для борьбы с новейшими вражескими танками, а более мощные орудия можно было буксировать только полугусеничным транспортёром М3. Американцы решили задачу путём установки тяжёлого орудия на самоходное шасси довольно удачного «Шермана», а именно его дизельного варианта M4A2 с открытой сверху вращающейся башней. По сравнению с исходным танком бронирование ослабили, но это не считалось большой проблемой, так как во главу угла ставилась именно подвижность. В 1942 года машина была принята на вооружение под индексом Gun Motor Carriage M10.
В Британском Содружестве в поисках «первоклассного истребителя танков» для своих союзников канадские военные решили создать M10 на шасси канадского среднего танка «Рэм», но с бензиновым двигателем R-975. Проект обозначили как 3-дюймовая самоходная пушка на шасси «Рэм» (Ram 3-inch SP). Литой верх корпуса заменили сварной конструкцией, как и у американской самоходки. Британские артиллеристы раскритиковали американские решения. Башня оказалась неуравновешенной, из-за чего наводить её при крене более 10° не представлялось возможным. Британцы смонтировали вспомогательный маховик поворота башни для командира и установили мотор поворота башни фирмы «Логанспорт», снятый с танка «Рэм» а также 860-кг противовес, но и это решение оказалось неудовлетворительным. Оптика тоже не понравилась британцам: по их мнению, американские прицелы стоило заменить отечественными, а также добавить командиру перископ, чтобы он мог наблюдать за полем боя, не высовываясь из башни. На фоне жёсткой критики канадской конструкции британцы приняли M10 на вооружение, причём до конца 1943 года в Великобританию прибыло 845 этих истребителей танков, а к концу войны – уже 1648. Самоходке дали имя «Ахиллес». Машины с ранней башней именовались «Ахиллес» Mk.I, а более поздние, с более уравновешенной башней – «Ахиллес» Mk.II. В войсках имя не прижилось, и в документах самоходка называлась просто M10 Wolverine или 3-inch SP M10. В мае 1943 года артиллеристам показали прототип истребителя танков на шасси «Валентайна», в который ценой довольно необычной компоновки сумели втиснуть 17-фунтовую пушку. Но и эту машину тоже требовалось дорабатывать, а вот M10 можно было заказать прямо сейчас. Однако это не означало, что британцы собирались мириться с дефектами американской конструкции. Вооружение исходного варианта этой САУ было признано британскими военными специалистами недостаточно мощным для борьбы с новыми немецкими тяжёлыми танками, поэтому орудие было заменено на более мощную британскую 17-фунтовую противотанковую пушку QF 17 pounder. Вдобавок к рутинному устранению, которое проходили все американские машины, «Ахиллес» стали готовить к куда более серьёзной модернизации. Первоначальный анализ уже указывал на то, что для установки английской пушки в башню придётся ставить противовес из-за возросшего веса орудия. В отличие от «Шермана», у которого эту функцию выполнял короб для радиостанции, на M10 пришлось приваривать стальные блоки. Для того чтобы 17-фунтовка поместилась в установку, пришлось слегка подрезать люльку. Также надо было изготовить новую маску, так как после установки в неё британской пушки осталась щель шириной 1,5 дюйма. Пришлось заново выполнить некоторые расчёты, так как дульный тормоз у выделенного для конверсии орудия весил 45 фунтов (20,4 кг) вместо расчётных 35 фунтов (15,9 кг). Пушку тоже доработали, так как в исходном виде она в башню не помещалась. Спусковой механизм поместили над люлькой, заменили автоматику. Вместе с орудием заменили и прицельные приспособления: 17-фунтовку можно было наводить на цель с помощью артиллерийского прицела №9, клинометра Mk.IV, телескопического прицела №51 и алидады. Согласно английской системе, машины с 17-фунтовкой получили литеру «С» в обозначении: «Ахиллесы» со старой башней именовались Mk.IC, а с новой – Mk.IIC. В войсках машина в основном называлась просто «17-фунтовой M10» (17-pdr. M10). Истребители танков довольно быстро доказали свою ценность в бою. Самоходные истребители танков оказались гораздо эффективнее буксируемых 17-фунтовых орудий, так как те выдвигались на огневые позиции слишком медленно. По мере продвижения вглубь Франции репутация самоходок только росла, так как выяснилось, что «Пантеры» будут отнюдь не редким противником вроде «Тигра», применяемого в составе особых частей, а довольно обычным средним танком. 17-фунтовка была способна пробить толстую лобовую броню корпуса «Пантеры». Однако у самоходок имелись свои недостатки. В основном экипажи жаловались на слабую защиту. Если борта, корма и лоб были защищены от пуль и осколков, то экипаж в башне сидел под открытым небом и часто поражался сверху. Доставалось и боеприпасам в укладке первой очереди. Этот недостаток привёл к разработке крыш, которые устанавливали в полевых условиях.
Масштаб 1/72 (1:72). Серия «Коллекция боевых машин» (Kolekcja Wozow Bojowych). Производитель – польский издатель «Амерком» (Amercom). Материала корпуса – металл; башня, ходовая и обвес – пластик.