Панар 178 (фр. Panhard 178), также широко известный под его армейским обозначением AMD 35 (фр. Automitrailleuse de Découverte modèle 1935, - «разведывательный бронеавтомобиль образца 1935 года») - французский бронеавтомобиль 1930-х годов. Создан в 1931-1933 годах фирмой «Панар» по заказу французской кавалерии на роль разведывательного бронеавтомобиля кавалерийских соединений. Выпускался в 1937-1940 годах, построено 527 бронеавтомобилей. Состоял на вооружении Армии Франции и вооружённых сил нацистской Германии - вермахта и войск СС. Особенностью бронеавтомобиля было наличие двух постов управления: переднего (основной) и кормового, что позволяло машине при необходимости ехать задним ходом без дополнительных манёвров. Движитель - полноприводный с четырьмя ведущими колёсами. Плавность хода обеспечивали полуэллиптические листовые рессоры и гидравлические амортизаторы. Для увеличения проходимости на пересеченной местности прототип Панар 178 имел две небольшие гусеницы длиной 0,9 м, размещённые под днищем корпуса. Управлялись гусеницы изнутри машины. Посадка и высадка экипажа из трёх человек (в серийной версии - четыре) производилась через две двери в центре корпуса: впереди - справа и сзади - слева. К началу мобилизации французских вооружённых сил в сентябре 1939 года в 11 эскадронах было 217 AMD-35. В основном задержки в строительстве были из-за нехватки башен АРХ-3. С начала производства в 1937 году по июнь 1940 года выпустили в двух сериях 527 броневиков Панар 178 - AMD-35. На последние 21 бронеавтомобиль устанавливали рубку - круглую без крыши с 6-ю амбразурами для стрельбы из ручных пулеметов. C июня 1940 года и до окончания немецкой оккупации выпустили 202 бронеавтомобиля, итого с 1937 по 1944 год - 729. Бронекорпус был склепанный, толщина бронелистов из катанной стали под рациональными углами наклона 7-26 мм. Вооружение состояло из 25-мм полуавтоматической пушки SA35 и 7,5-мм пулемёта Reibel в башне APX-3. Боекомплект пушки 150 унитарных выстрелов одиночного заряжания. По виду AMD-35 2-й серии отличали только внешним видом башен. У бронемашин «промежуточных» выпусков в бортах башни 4 панорамных перископа PPL RX 168 и 3 смотровые щели. В окончательной модификации броневик сохранил только кормовую смотровую щель. На крыше башни стали находится два перископа Гундлаха. А, начиная со 110-го - 130-го броневика, на крыше башни стали устанавливать вентиляционный грибок. По источникам было два варианта радиооборудования обычного Панар 178:
- машины командиров эскадронов/дивизионов/батальонов: оснащали радиостанциями ER26ter (60 км прием, до 30 км передача, диапазон 40-115 м, вес 150 кг) с двумя штыревыми антеннами и ER29 (дальность 5 км, диапазон 14-23 м, вес 50 кг);
- машины командиров взводов и обычные оснащали радиостанциями ER29, штыревых антенн не было.
Также фирма «Панар» для штабов соединений механизированной кавалерии и танковых войск изготовила 24 бронемашины связи с мощной радиостанцией ER 27, имеющей дальность связи 100-150 км, и с двумя радиостанциями ER26ter с дальностью связи 60 км, заменив башню неподвижной рубкой. Сделанные бронемашины отправляли в форт д’Исси, где на них устанавливали радиостанции, где они и захвачены немцами.
В задней части броневика радиатор с вентилятором, за ним два бака для бензина на 118 и 23 литра. Перед радиатором карбюраторный 4-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Panhard ISK 4FII bis (105 л. с. при 2000 об/мин). Коробка передач имела 4 скорости вперёд и 4 назад, обеспечивавшие одинаковые скорости движения вперёд и назад.
В годы второй мировой войны, AMD 35 являлся наиболее современным бронеавтомобилем Французской Армии и активно использовался ею во время отражения германского вторжения. Лёгкие механизированные дивизии сражались до 25 июня - до дня капитуляции Франции. Они в основном прикрывали отступление пехотных частей на юг Франции. Большинство броневиков «Панар» AMD-35 досталось немцам исправными и применены ими на фронтах Второй мировой войны под названием Pz.Spah.204(f) (Panzerspähwagen P204(f) - бронированная разведывательная машина 204 (французская)). Помимо этого, в 1941-1945 годах AMD 35 применяли части вишистов и «Свободной Франции», а также использовали войска во французских колониях. 218 AMD-35 введены Германией в строй и они были одним из наиболее активно использовавшихся немцами во фронтовых частях трофейных бронемашин, 43 модифицировали в бронедрезины, на них установили немецкую радиостанцию и антенну рамочного типа. Италия захватила 2шт Панар 178 при вторжении в юго-восточную Францию в ноябре 1942 года и как минимум 2шт Панар 178, из числа введённых в строй немцами, были захвачены СССР. С ноября 1942 года по 1944 год около 34 Панара 178 без башен перевооружили 50-мм пушкой KwK 38 с длиной ствола 42 калибра установленной за щитом.
Выпуск Панар 178 возобновлен в начале 1945 года после снятия окупации. Из-за того что 25-мм пушка к тому времени устарела, на бронеавтомобиль поставили другую башню FL-1 с 47-мм пушкой SA 35 и пулемётом. Такой броневик обозначен «Панар» 178Б. Бронеавтомобили сначала использовали во Франции, а потом отправили в колониальные владения. В 1950 году несколько «Панар» 178Б отправили во Вьетнам. В Индокитае их в основном использовали в охранении автомобильных колонн. Эксплуатировали их до 1955 года. Сохранившиеся бронеавтомобили по наследству достались Вооружённым силам Республики Вьетнам. В 1960 году эти броневики использовал 15-й броневой эскадрон морской пехоты для подавления волнений в колонии Джибути. Также местами их активного применения стали Алжир, Сирия, Марокко и Мадагаскар.
Панар 178 может считаться одним из лучших средних бронеавтомобилей начала Второй мировой войны по бронированию, вооружению, маневренности и проходимости. По толщине лобовой и бортовой брони корпуса и башни он превосходил наиболее массовые тяжёлые бронеавтомобили Германии Sd.Kfz.231 (8-Rad), средние СССР БА-10 и средние британские «Даймлер» и «Хамбер». Таким образом AMD-35 в 1940 году превосходил немецкие бронеавтомобили и немецкие лёгкие танки Pz. Kpfw. I и Pz. Kpfw. II по бронированию и вооружению, оставаясь недосягаемым для их огня на дальностях более 100 м. В 1941-1942 годах в СССР пушка SA 35 на реальных дистанциях могла бороться с советскими бронеавтомобилями с бронёй до 10 мм и лёгкими танками Т-26 и БТ с бронёй 13-22 мм, но бронирование AMD-35-Pz.Spah.204(f) уже не могло на реальных дистанциях противостоять огню 45-мм пушек советских средних бронеавтомобилей и танков и противотанковых пушек, вероятно этим обусловлены большие потери Pz.Spah.204(f) в 1941-1942 годах.
Фото именно той модели, которая продаётся – новая, в коробке, в пластиковом боксе.
Обменяю на модели военной техники.
Пользователь | Цена | Кол-во | Дата |
---|---|---|---|
Protivogaz (41) | 1000₽ | 1 | 07.04.2020 19:37:49 |