Fiat-SPA AS42 «Sahariana» или SPA-Viberti AS42 (аббревиатура AS означает Africa Settentrionale – «Северная Африка») – итальянская боевая разведывательная машина времен Второй Мировой Войны (WWII). Наиболее важным и ключевым для Италии, вступившей во Вторую Мировую Войну в 1940 году, был Североафриканский фронт. Условия пустыни требовали для ведения боев, разведки и прочих действий в тылу врага специальных транспортных средств Camionetta (итал. «Пустынный грузовик»). Следуя опыту своих противников-англичан, широко применявших лёгкие вооружённые автомобили для рейдовых действий, итальянцы создали собственную машину аналогичного предназначения. Разработкой «автомобиля для Сахары» занялись две известные фирмы – SPA и Viberti. Первая отвечала за шасси, вторая – проектировала кузов. За основу взяли двухосный полноприводный бронеавтомобиль Aitoblinda 40/41 (АВ 41), созданный на базе артиллерийского тягача SPA TM 40. На его шасси водрузили новый кузов – низкопрофильный (его высота лишь немногим превышала диаметр колёс) и открытый сверху. Разработка автомобиля, начавшаяся в 1942 году, шла весьма быстрыми темпами. Прототип был готов 9 июля, вскоре прошёл испытания, а уже в августе машину запустили в серийное производство под обозначением AS 42 Sahariana. Новый специальный автомобиль получил полный привод, но с управлением только передних колес. Моторный отсек располагался в задней части кузова. На стенках кузова крепились до 24 канистр с топливом, из-за чего запас хода машины значительно увеличивался. Большой полуоткрытый и небронированный кузов имел складное ветровое стекло и позволял размещать различные легкие орудия, в том числе и автоматические, пулемёты различного калибра и боеприпасы к ним. В вариантах на AS42 могли устанавливать станковый пулемёт калибром 13,2 мм. Breda mod.37, либо противотанковое ружьём калибром 20 мм. Solothurn S-18/1000, либо 20-мм автоматическое орудие Breda 20/65 Mod. 1935, либо 47-мм полуавтоматическое противотанковое орудие Cannone 47/32 Mod 35. Такое вооружение могло быть как одиночным, так и смешанным. AS42 использовались с 1942 года в основном в Северной Африке, участвовали в боях в Тунисе. Некоторое количество машин осталось в самой Италии и летом 1943 года использовалось для боевых действий против высадки союзников на Сицилию, а позже и в борьбе против немецкой оккупации страны. После создания на севере Италии прогерманского государства Итальянской Социальной Республики некоторая часть AS42 была принята на вооружение армией этого марионеточного государства. Точное количество произведенных экземпляров неизвестно, от 80 до 96 единиц. Корпус машины изготавливался из 3-мм листовой брони, в результате чего ее боевая масса составляла всего 4 тоны, но в полностью гружёном состоянии и с установленным вооружением она доходила до 6,5 т. Значительная часть груза приходилась на дополнительное топливо и воду. Вдоль бортов на специальных стеллажах снаружи кузова в два ряда крепились двадцать 20-литровых канистр с бензином, а на передних крыльях – четыре такие же канистры с водой. Ёмкость топливного бака составляла 145 л. Он обеспечивал запас хода в 535 км, а четыре сотни литров бензина в канистрах увеличивали этот показатель до 2000 км. В качестве силовой установки AS 42 оснащалась шестицилиндровым двигателем фирмы SPA мощностью 58,8 кВт (80 л. с.), который позволял машине развивать скорость до 84 км/ч по шоссе и 50 км/ч по пересечённой местности. Экипаж машины обычно состоял из 2-3 человек, но в зависимости от поставленной задачи мог увеличиваться до 7 человек. В последнем случае, учитывая установленное вооружение и боекомплект к нему, свободного места внутри практически не оставалось. Машина комплектовалась тентом, закрывавшим грузопассажирский отсек сверху и сзади, но не с боков. Рабочее место водителя располагалось почти по центру машины, немного смещённое к левому борту. Для прочих членов экипажа предусматривались откидные сиденья вдоль бортов – два справа и одно слева. Машины этого типа зарекомендовали себя отлично в условиях пустынной местности. Хотя «броня» из топливных баков и представляла из себя существенную угрозу в случае боя, открытый кузов позволял легко покинуть подбитую машину. Уцелевшие после войны AS42 продолжили службу в полиции до начала 50-х годов. Она стала примером удачной реализации концепции специальной "рейдовой" машины. Правда, появились AS 42 слишком поздно, чтобы серьёзно повлиять на боевые действия. Появись эти машины хотя бы на полгода раньше, попить крови они могли куда сильнее.
Производитель модели – французская компания Altaya, один из флагманов, создающих уникальные модели своего собственного дизайна. Данные модели выходили в журнальных сериях во многих странах мира– Франции, Германии, Италии, Великобритании и других странах. Качество исполнения моделей хорошее, окрас и символики соответствуют реальным машинам. Материала корпуса – металл; башня, ходовая и обвес – пластик. Масштаб 1/72 (1:72).