Челленджер 2 (от англ. Challenger – соперник, бросающий вызов) – основной боевой танк сухопутных войск Великобритании. Применялись при ведении боевых действий в Косово и Ираке (с 2003 года по 1 сентября 2010 года). Выпускался британской компанией «Виккерс Дефенс Системс» (ныне являющейся частью компании BAE Systems). Пришел на смену Challenger, основному боевому танку Великобритании начала 1980-х - середины 1990-х годов, принимавшему участие в войне в Персидском заливе. Хотя Челленджер 2 был разработан на основе «Челленджера», новый танк сильно отличается от более ранней модели новым оборудованием и комплектующими: всего 5 % деталей являются общими для обеих моделей. В мае 2009 года BAE Systems объявила, что сворачивает производство танков данной модели в связи с отсутствием оборонного заказа со стороны правительства Великобритании. Компания «Виккерс Дефенс Системс» начала разработку преемника танка «Челленджер 2» по собственной инициативе в 1986 году. В свете требований Генерального штаба о танке нового поколения, в 1988 году был заключён контракт в 90 миллионов фунтов на производство девяти опытных машин к 1989 году. В июне 1991 года, после длительного сравнения с образцами других производителей (среди возможных кандидатов были «Абрамс» М1А2, «Леклерк» и «Леопард 2»), Министерство обороны приняло танк Челленджер 2 на вооружение. Сборка началась в 1993 году на двух основных заводах: в Ньюкасле и Лидсе. Всего в проекте участвовало около 250 фирм. Первые машины начали поступать в июле 1994 года. В 1994 году танк Челленджер 2 успешно прошёл испытания на надёжность. На испытаниях было доказано, что новый танк полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым военными, но с началом эксплуатации выявились проблемы, в результате которых несколько лет производимые танки не поступали на вооружение, а хранились на заводе по экономическим соображениям. В 2008 году началась программа по модернизации 250 из 358 танков «Челленджер-2», находившихся на вооружении армии Великобритании: на танки должны были установить комплект дополнительного навесного бронирования, новую 120-мм нарезную пушку, новый двигатель мощностью 1100 кВт, новую автоматическую трансмиссию, новую систему управления огнём и кондиционер. В июне 2014 года в Великобритании был начат первый этап новой программы модернизации CR2 LEP, которая предусматривает продление срока службы танков «Челленджер-2» до 2035 года. Модернизировать до уровня «Челленджер-2LEP» предполагается только часть танков «Челленджер-2», которые состоят на вооружении вооружённых сил Великобритании. Челленджер 2 оснащён 120-мм нарезной пушкой L30A1 – преемницей пушек, стоящих на танках «Чифтен» и «Челленджер». Эта пушка, отлитая из стали, полученной методом электрошлакового переплава, является единственной нарезной пушкой этого калибра, стоящей на вооружении в НАТО. Канал пушки хромирован, орудие покрыто термоизоляционным кожухом. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, приводы её наведения полностью электрические. Максимальная скорость поворота орудия 22 градуса в секунду по горизонтали. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости от −10 до +20 градусов. Цикл прицеливание-поражение 8 секунд. Хорошо подготовленный экипаж способен поразить в минуту около 7-8 целей. На соревнованиях в Греции в 2002 году при стрельбе с места поразил 10 из 10 целей, но в режиме «охотник-стрелок» поразил всего 8 из 20 целей, показав худший результат среди Leopard 2A5, M1A2 Abrams и Леклерк. В последующем на большинстве танков была заменена СУО. БОПС L23 с бронебойным сердечником из вольфрамового сплава (среднее бронепробитие на дистанции 2 км составляет 450 мм) был разработан в 1984 году для 120-мм нарезной пушки, однако данные о защите новых советских танков стимулировали переход на обедненный уран для активной части снаряда. Были приняты новые образцы БОПС: «L26 CHARM 1» с бронепробитием до 580 мм, а с 1997 года БОПС «L27 CHARM 3» с бронепробитием до 700 мм. Для сравнения Т-80У образца 1985 года по западным оценкам характеризуется уровнем бронирования лобовой проекции башня/корпус 780 мм, что очевидно, больше или на пределе возможностей БОПС L27 при стрельбе практически в упор без отклонения по горизонтали. Боекомплект пушки составляет 52 выстрела. Эффективная дальность стрельбы HESH-снарядом составляет 8 км. Слева от основного орудия установлен спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт L94A1. Возле командирского люка на башне установлен дистанционно управляемый 7,62-мм пулемёт L37A2, служащий, в основном, для противовоздушной обороны. Боезапас пулемета – 4000 патронов калибра 7,62-мм. Оригинальный танк имел только один тепловизор с двумя каналами выдачи информации, наводчику и командиру. С 2007 стало доступно два тепловизора, второй для командира от французского ОБТ Леклерк как и весь прицел командира. Цифровая система управления огнём, разработанная фирмой «Дженерал Дайнэмикс», включает в себя 32-битный процессор и шину данных Mil Std 1553, впервые установленную на английской бронированной машине. Челленджер 2 является одним из наиболее тяжелых западных танков: лобовые проекции корпуса и башни содержат блоки многослойной комбинированной брони «Дорчестер», все сведения о которой засекречены. Конструкция позволяет установку модулей динамической защиты ROMOR по бортам корпуса и (в версии «Челленджер-Писфайтер») башни в сочетании с решетчатыми экранами. Комплекс коллективной радиологической, химической и биологической защиты экипажа (система рециркуляции воздуха в обитаемой части внутреннего пространства танка при полной герметизации корпуса) находится внутри башни. Спереди, по обеим сторонам башни находятся по пять перезаряжаемых установок, выстреливающих дымовые гранаты. Челленджер 2 также оснащён устройством постановки дымовой завесы, впрыскивающим солярку в выхлопные отверстия. Боекомплект хранится в бронированных укладках-контейнерах, окруженных рубашкой со специальной жидкостью, что снижает вероятность возгорания и детонации боеприпасов. Все пороховые заряды находятся ниже погона башни. Танк имеет уязвимое место во фронтальной проекции в виде НЛД (нижней лобовой детали) танка, которое не имеет комбинированного бронирования, то есть является листом броневой стали толщиной порядка 80-100 мм. Однако в бою на типичных дистанциях НЛД труднопоражаема благодаря экрану местности; кроме того, предусмотрена установка противокумулятивной динамической защиты ROMOR, что во многом компенсирует её низкие броневые качества. По российским данным, уровень стойкости лба башни составляет 800 мм от БОПС и 1200 от КС. Для сравнения аналогичный показатель Леопард 2А5 равен 800 и 1300. При проектировании башни были приняты меры к понижению её заметности для РЛС. Полная масса танка последних модификаций, принятых на вооружение после его первого боевого применения (после 2003 года), достигает 74,95 тонн с учётом противокумулятивных решёток, фальшбортов и помещённых к ним в дополнение пластин нереактивной ДЗ (тип NERA). Подвеска танка гидропневматическая. В связи с ростом массы после дополнения брони с 2010 намечено постепенно заменить подвеску. Двигатель Перкинс 12V заменили немецким дизелем МТ-883 Ка-500 мощностью 1500 л. с., а трансмссию TN-54 – немецкой же трансмиссией Ренк HWSL-295TM. Были доработаны система охлаждения и воздушные фильтры, установлена цифровая система управления двигательной установки. Проходимость танка оказалась замечательной. Танки Челленджер 2 использовались в миротворческих миссиях ещё до своего первого боевого применения во время вторжения в Ирак в марте 2003 года. Танки активно применялись во время Битвы за Басру, где они оказывали огневую поддержку британским силам. При штурме Басры зафиксировано около 70 попаданий из РПГ по танкам «Челленджер» без пробития брони. 26 марта 2003 года челленджеры приняли участие в танковом бою, когда колонна иракских танков попыталась атаковать британские позиции. В ходе боя было уничтожено 15 иракских Т-55, британцы потерь не понесли.
Производитель модели – французская компания Altaya, один из флагманов, создающих уникальные модели своего собственного дизайна. Данные модели выходили в журнальных сериях во многих странах мира– Франции, Германии, Италии, Великобритании и других странах. Качество исполнения моделей хорошее, окрас и символики соответствуют реальным машинам. Материала корпуса – металл; башня, ходовая и обвес – пластик. Масштаб 1/72 (1:72).