«Кромвель» (англ. Tank Cruiser Mk.VIII «Cromwell»), A27M - британский средний крейсерский танк периода Второй мировой войны. Назван в честь Оливера Кромвеля, британского диктатора (протекторат Кромвеля). Был создан в 1941-1942 годах фирмой BRCWc и производился серийно с осени 1943 по 1945 год. Всего было выпущено 1070 «Кромвелей», также немалое количество машин было получено путём модернизации танков «Кентавр» (A27L) до стандарта «Кромвеля». Главным отличием «Кромвелей» от «Кентавров» был более мощный двигатель Rolls-Royce Meteor вместо Liberty L-12. В ходе производства танк постоянно модернизировался. «Кромвель» активно использовался британскими войсками в Северо-Западной Европе в 1944-1945 годах, значительная часть выпущенных машин также была передана союзникам Великобритании. «Кромвели» оставались на вооружении до 1950-х годов, часть из них была переоборудована в танки «Чариотир». Экипаж танка состоит из пяти человек - механика-водителя и пулемётчика (он же - помощник механика-водителя), располагавшихся в отделении управления; и заряжающего-радиста, наводчика и командира, которые находились в трёхместной башне. В то время как уже даже в Японии перешли к полностью сварным конструкциям, англичане продолжали использовать архаичный метод сборки корпуса и башни с помощью каркасов. Броневой корпус «Кромвеля» - на каркасе, собиравшийся из катаных плит и листов гомогенной стали с помощью заклёпок и болтов, после сборки подвергавшихся поверхностной закалке. Броневая защита танка противоснарядная, дифференцированная, выполненная без рациональных углов наклона. Лобовая часть состояла из трёх плит: верхней толщиной 64 мм, под углом в 0° к вертикали, средней - толщиной 25 мм под углом в 68° и нижней, толщиной 57 мм, под углом в 27°. Борта и корма корпуса располагались вертикально и имели толщину в 25-32 мм. Крыша танка собиралась из 14-19-мм броневых листов, а днище танка имело толщину 6,5-8 мм. В зависимости от завода-производителя и года выпуска, на танк могли устанавливаться башни различной конструкции. Башня поворачивалась с помощью гидропривода, и поворот башни был возможен только при включённом двигателе. При заглушенном двигателе башня вращалась вручную. Уже в середине 1941 года британские военные осознали, что орудие «Кентавров» не соответствует современным требованиям. Те, кто непосредственно воевал в Африке, считали необходимым оснастить танк 75 мм орудием с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Поэтому было признано необходимым вооружить британские танки орудием с характеристиками не хуже, чем поздних вариантов танка M3. Наконец британские генералы осознали тот факт, что без пушки с сбалансированными бронебойными и фугасными снарядами танк не может быть полноценным. В декабре 1942 года было решено совместить ствол 75 мм французской пушки с казёнником и маской 57 мм пушки, но только в марте 1944 года пушка была пригодна для боевого применения, но к тому времени она уже устарела. Орудие устанавливалось на цапфах в лобовой части башни, в спаренной с пулемётом установке. Вертикальная наводка, для 75-мм пушки Мк V в пределах −12,5…+20°, впервые в британском танкостроении осуществлялась при помощи винтового механизма, а не плечевым упором, горизонтальная наводка - исключительно поворотом башни. Орудие использовало телескопический № 50×3L MK 1 прицел, разработанный на базе немецкого TZF-5b. Затвор клиновой,полуавтоматический. Масса орудия 314 кг. Длина ствола 36,5 калибров вместо 37,5 у американской пушки М3. Орудие оснащалось однокамерным дульным тормозом. Начальная скорость бронебойного снаряда 615 м/с (620 у американской). Оба орудия могли использовать одинаковый ассортимент боеприпасов: унитарные выстрелы к 75-мм полевой пушке образца 1897 года и американской танковой пушке 75 mm M3 L/37,5. Боекомплект орудия состоял из 64 выстрелов (23 размещались в башне, остальные в корпусе). В боекомплект могли входить выстрелы с калиберными (М62, М72) бронебойными, осколочно-фугасными (М48, М48Р) и дымовыми снарядами. Орудие уступало по баллистическим характеристикам американским и немецким пушкам аналогичного калибра. Американская пушка М3 пробивала на 1 мм больше, а немецкое орудие 7,5 cm KwK 40/48 было намного мощнее британской пушки и имело на 30-40 % лучшую бронепробиваемость. Эти орудия уступали и в эффективности осколочно-фугасного снаряда – их вес был больше, а взрывчатого вещества и осколков в нем было меньше, чем у немецких снарядов. Танк Mk.VIII (А27М) Cromwell оснащался двигателем Rolls-Royce Meteor, являвшийся танковым вариантом авиационного мотора Merlin III, карбюраторный, четырёхтактный, 12-цилиндровый V-образный жидкостного охлаждения мощностью 560-600 л. с. при 2550 об/мин. Масса сухого двигателя - 610 кг. Топливом служил этилированный бензин с октановым числом не ниже 67. Расход топлива при движении по шоссе - 280-420 л, а по пересеченной местности – 420-560 л на 100 км пути. В ходовой части Кромвеля использовалась подвеска Кристи, унаследованная им от серии крейсерских танков «Крусейдер». С каждого борта ходовая часть состояла из пяти больших сдвоенных опорных катков, ленивца и расположенного сзади ведущего колеса со съёмными зубчатыми венцами. На машинах более поздних выпусков гусеница имела ширину 394 мм, на последних при длине опорной поверхности 3730 мм, удельное давление на грунт составляло 0,97 кг/см². Экипажи «Кромвеля» жаловались на слишком тонкое днище корпуса, из-за чего танк был особо уязвим для поражения минами. Во время жаркой погоды резиновые бандажи отделялись от опорных катков. Бронезащита танка оставляла желать лучшего, бронелисты, расположенные под прямым углом, не могли защитить экипажи от огня немецких орудий. А орудие танка не могло поражать новейшие немецкие танки. Английские танкисты относились к «Кромвелям» со скепсисом, считая «Шерманы» более удачными. Американские танки были более надёжными, имели меньший расход топлива и нисколько не уступали английским в огневой мощи, имея при этом более удачные по конструкции корпус и башню. Дольше всех к пониманию того, что вместо специализированных танков лучше иметь универсальные, шли британцы. «Кромвель» стал первым таким танком, но вскоре после войны, он был заменён «Кометами» потому, что он был оптимален для 1942 года, а уже в 1944 году он устарел. Проблема была не в «Тиграх» и «Пантерах», а в том что Pz. IVH нёс гораздо более мощную 75 мм пушку длиной 48 калибров, а «Шерман» и Т-34 несли к этому времени ещё более мощные 76,2 мм и 85 мм пушки соответственно. Также отмечалась общая теснота башни, диаметр башенного погона танка А27М составлял 1524 мм. Для сравнения: у Т-34/85 его диаметр достигал 1600 мм, а у M4 Shermam - 1753 мм. Результаты боёв заставили быстро перейти к выпуску «Комет», так что «Кромвель» был не только самым поздним, но и рано сошедшим со сцены универсальным танком. Советский Союз от поставок «Кромвелей» отказался, поскольку он уступал по всем параметрам, кроме скорости, американскому M4A2. Так же «Кромвель» уступал выпускавшимся советским машинам. Броня «Кромвеля» пробивалась всеми противотанковыми и танковыми орудиями, созданными во второй половине войны, с 1500-2000 метров. Состоял на вооружении Великобритании, Польши (около 250-300 штук было передано им Великобританией в 1943-1947 годах), Чехословакии (190 танков, переданных им Великобританией), Австрии (56 танков), Иордания (50 танков), СССР (6 танков), Финляндия (35 танков), Израиль (10 танков), а также у Организации освобождения Палестины.
Cromwell Mk IV- это модернизированные «Кентавры» Mk I и Mk III с 75-мм пушкой QF 75 mm.
Centaur Mk I (A27L) - базовый вариант танка, орудие QF 6 pounder (57 мм), произведено 1059 единиц, использовались только в учебных частях.
Centaur Mk III - Centaur Mk I, перевооружённый орудием Ordnance QF 75 mm. В 1943 году большинство Centaur Mk I были переоборудованы в Mk III, плюс 233 машины были построены с нуля.
Очень удачная модель – отличная детализация и раскраска, в точности повторяет модель французской журнальной серии Chars de Combat от Atlas
Без блистера, с журналом