ИСУ-152 (Объект 241) – советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Второй Мировой Войны (WWII). В названии машины буква «И», в дополнение к стандартному советскому обозначению «СУ» - самоходная установка, означает «на базе танка ИС». Жаргонное название ИСУ-152 – «Зверобой». В Вермахте её называли «Dosenöffner» (с нем. - «консервный нож»). Индекс 152 означает калибр основного вооружения машины, 152-мм самоходная пушка МЛ-20С обр. 1942 г., имеющая внутреннюю баллистику гаубицы-пушки обр. 37 г. Работы по созданию САУ ИСУ-152 начались в июне 1943 года в конструкторском бюро опытного завода № 100 в Челябинске, Потребность в подобном штурмовом орудии в армии была чрезвычайно высока и в связи с окончательным решением о замене в производстве тяжёлого танка КВ-1с новым перспективным танком ИС-1, было принято решение о замене СУ-152, выпускавшегося на базе танка КВ, на аналог на базе танка ИС-1. Принята на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) была уже 6 ноября 1943 года и тогда же началось серийное производство на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ), продолжавшееся до 1946 года. Боекомплект орудия составлял 21 выстрел раздельного заряжания. Пушечное вооружение было дополнено оборонительным пулемётом кругового обстрела калибра 7,62-мм. Была увеличена толщина брони лобового листа корпуса до 90-100 мм, увеличена обзорность машины, применением нескольких смотровых приборов типа Mk-IV на поворотном основании, улучшена вентиляция боевого отделения введением дополнительного вентилятора и продувкой ствола орудия после выстрела. Ввиду большой загруженности ЧКЗ выпуском тяжёлых танков ИС-2 бронекорпуса для самоходок ИСУ поставлял Уральский завод тяжёлого машиностроения (УЗТМ). Весной 1945 к производству подключился Ленинградский Кировский завод (ЛКЗ), собравший некоторое количество машин до 1947 года. Внешне ленинградские САУ отличались неподвижной бронировкой орудия – она не имела характерных рёбер по краям, боковины были более дутыми. На части машин она крепилась болтами снаружи, а не изнутри. В процессе производства в конструкцию ИСУ-152 вносились незначительные изменения, направленные на повышение боевых и эксплуатационных качеств и снижение себестоимости машины. Во второй половине 1944 года был введён новый сварной нос корпуса из катаных бронеплит вместо одной цельнолитой детали, толщину бронемаски орудия увеличили с 60 до 100 мм. Также на САУ стали устанавливать 12,7-мм зенитный крупнокалиберный пулемёт ДШК (с января 1945 года уже все установки выпускались с этими пулемётами) и увеличили ёмкость внутренних и наружных топливных баков. Радиостанция 10Р была заменена на улучшенный вариант 10РК. ИСУ-152 широко применялись на завершающем этапе Великой Отечественной Войны, практически во всех аспектах использования самоходной артиллерии. ИСУ-152 в целом удачно сочетала в себе три главные боевые роли: созданное как тяжёлое штурмовое орудие, установка, тем не менее, применялась и как истребитель танков, а в редких случаях её могли использовать и как самоходную гаубицу. Особо востребованы ИСУ-152 были в городских боях, таких как штурмы Берлина, Будапешта или Кёнигсберга. Хорошее бронирование самоходки позволяло ей выдвигаться на дистанцию выстрела прямой наводкой для уничтожения вражеских огневых точек, тогда как для обычной буксируемой артиллерии это было смертельно опасно из-за вражеского пулемётного и прицельного снайперского огня. Помимо Второй мировой войны, ИСУ-152 использовались при подавлении Венгерского восстания 1956 года. Особенно эффективным было использование ИСУ-152 в роли мощнейшей «противоснайперской винтовки» для уничтожения скрывавшихся в жилых домах Будапешта снайперов повстанцев, наносивших значительный урон советским войскам. Иной раз только наличия самоходки поблизости было достаточно, чтобы обитатели дома в страхе за свою жизнь и имущество выдворяли из него засевших там снайперов или бутылкометателей. Помимо РККА, ИСУ-152 состояли на вооружении армий Польши и Чехословакии, единичные трофейные машины использовались Вермахтом и армией Финляндии. В послевоенный период ИСУ-152 прошли модернизацию и долго состояли на вооружении Советской армии. Переданные Египту самоходки принимали участие в арабо-израильских вооружённых конфликтах на Ближнем Востоке. Участвовали в Шестидневной войне в виде неподвижных огневых точек, закопанных в песок по надгусеничные полки. Начиная с середины 1970-х годов, ИСУ-152 были сняты с вооружения Советской Армии и заменены более современными САУ. Самоходки применялись для расчистки завалов и расстрела бетонных строений при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Производитель модели – французская компания Altaya, один из флагманов, создающих уникальные модели своего собственного дизайна. Данные модели выходили в журнальных сериях во многих странах мира– Франции, Германии, Италии, Великобритании и других странах. Качество исполнения моделей хорошее, окрас и символики соответствуют реальным машинам. Материала корпуса – металл; башня, ходовая и обвес – пластик. Масштаб 1/72 (1:72).