3-in. Gun Motor Carriage M10 – противотанковая самоходная артиллерийская установка (ПТ-САУ) США периода Второй Мировой Войны (WWII), класса истребителей танков. Сокращённо называлась GMC M10 или TD (аббревиатура от Tank Destroyer – «истребитель танков»). В американской армии получила свое неофициальное прозвище Wolverine (англ. росомаха), позаимствованное у британских союзников (поставлялась в Великобританию по ленд-лизу и обозначалась 3-in. SP, Wolverine). САУ М-10, как и многие самоходки Второй Мировой, была создана на шасси среднего танка, в данном конкретном случае «Шермана» M4A2. Всего с сентября 1942 по декабрь 1943 года было выпущено 6706 машин, благодаря чему М10 стала самой массовой противотанковой САУ американской армии во время Второй Мировой Войны. В отличие от немецких и советских самоходок того времени, в американских САУ орудие устанавливалось не в бронерубке, а во вращающейся башне, как и на танках. Для вооружения САУ М-10 использовалась 3-х дюймовая (76,2 мм) пушка М7, которая размещалась в открытой сверху башне и обладала хорошей скорострельностью – 15 выстрелов в минуту. Боекомплект ПТ-САУ состоял из 54 выстрелов. На корме башни монтировался специальный противовес, который придавал ей характерный и легко опознаваемый силуэт. Для борьбы с бронированными целями использовался калиберный бронебойный снаряд, который на дистанции в 1000 ярдов (900 м) при угле встречи 30° относительно нормали пробивал 76 мм брони. Полный боекомплект САУ состоял из 54 снарядов. Для самообороны и отражения воздушных атак самоходка оснащалась 12,7-мм пулемётом М2 «Браунинг», установленным на корме башни. Опыт первых боев Второй Мировой Войны во Франции побудил американскую армию авральными темпами вести работы по созданию истребителей танков из М3 и М6. Обе машины плохо подходили для борьбы с танками, и армия нуждалась в полноценной САУ - истребителе танков. К разработке такой машины в США приступили в ноябре 1941 года. Проектом предусматривалась установка орудия на базу танка М4А1 с литым корпусом и бензиновым двигателем, но уже в декабре 1941 данный проект был пересмотрен в пользу очередной модификации танка «Шерман» М4А2, которая отличалась от предыдущей версии сварным корпусом и дизельным двигателем. Американская концепция ПТ-САУ предполагала, что скорость более полезна, чем хорошая бронезащита. В новом варианте машины толщина брони уменьшилась ради большей скорости, но появились дополнительные наклоны брони корпуса и надстройки, а вместо круглой башни появилась литая башня от М35. Вместе с тем, была реализована возможность установки дополнительной брони на лоб и борта корпуса, а также башню. После неудачных испытаний была разработана новая башня в форме шестигранника, сваренного из катаных бронелистов. Но дизайн гексагональной башни вызывал серьезные трудности в производстве и, чтобы не откладывать выпуск была сделана временная пятигранная башня, которая и пошла в серию. В итоге все истребители танков М10 выпускались именно с ней, а от шестигранной башни решено было отказаться. При этом получилось так, что люки механика-водителя и его помощника невозможно было открыть в тот момент, когда орудие было направлено вперед, открытию люков мешала маска пушки. Экипаж машины состоял из 5 человек: командир САУ (располагался справа в башне), наводчик (в башне слева), заряжающий (в башне сзади), механик-водитель (в передней части корпуса слева) и помощник механика-водителя (в передней части корпуса справа). Боевой дебют ПТ-САУ произошел в Северной Африке и был довольно успешным, так как пушка могла без особых проблем с дальних дистанций поражать большинство немецких танков, действующих на этом театре боевых действий. Совсем другой опыт применения САУ получился после высадки в Нормандии - М10 не могла бороться с новыми немецкими танками «Пантера», «Тигр» и тем более с Королевскими Тиграми. Англичане быстро отказались от американской маломощной 76-мм пушки и заменили ее на свою 17-фунтовую. Английская модификация М10 получила название Ахиллес I и Ахиллес II. При этом тихоходное и тяжелое шасси не соответствовало принятой в США доктрине, согласно которой в роли истребителей танков должны были использоваться более быстрые и легкие самоходки. Поэтому уже в начале 1944 года в частях ПТ-САУ M10 стали заменяться более легкобронированными и быстроходными САУ M18 Hellcat. Серьезным недостатком оказалась открытая сверху башня, делавшая машину очень уязвимой к артиллерийскому и миномётному огню, а также к атакам пехоты, особенно во время ведения боя в лесу и городских условиях, т. к. даже самая обычная ручная граната могла бы достаточно легко вывести из строя экипаж самоходки. Бронирование самоходки также вызывало нарекания, так как не могло противостоять немецким противотанковым пушкам. Но самым большим недостатком была очень низкая скорость поворота башни. Данный процесс не был механизирован и производился вручную. Для того чтобы сделать полный оборот требовалось не менее 2 минут времени. Осенью 1944 года M10 начали заменяться на более совершенные ПТ-САУ M36 Jackson. Но остающиеся в строю M10 продолжали использоваться до конца войны. Около 54 данных самоходок было отправлено в СССР по ленд-лизу. Вопреки принятой доктрине американские ПТ-САУ израсходовали больше осколочно-фугасных снарядов, чем бронебойных. Чаще всего самоходки на поле боя выполняли роль танков, хотя на бумаге должны были их поддерживать. Наилучшим образом М10 Wolverine показали себя в оборонительных боях, где они значительно превосходили буксируемые противотанковые орудия. Успешно использовались они и во время Арденской операции. Батальоны, вооруженные ПТ-САУ М10, оказались в 5-6 раз эффективнее подразделений, вооруженных буксируемыми противотанковыми пушками того же калибра. В тех случаях, когда М10 усиливали оборону пехотных частей, соотношение потерь и побед составляло 1:6 в пользу ПТ-САУ. Именно после Арденн в американской армии начался активный процесс перевооружения противотанковых батальонов на самоходные орудия.
Производитель модели – французская компания Altaya, один из флагманов, создающих уникальные модели своего собственного дизайна. Данные модели выходили в журнальных сериях во многих странах мира– Франции, Германии, Италии, Великобритании и других странах. Качество исполнения моделей хорошее, окрас и символики соответствуют реальным машинам. Материала корпуса – металл; башня, ходовая и обвес – пластик. Масштаб 1/72 (1:72).