M113 (англ. ArmouredPersonnelCarrierM113) – бронетранспортёр (БТР) США серии лёгких бронемашин с броней из алюминиевого сплава на универсальном шасси, которые могли бы нести 12 человек, помимо водителя, были бы аэротранспортабельны, но и могли бы десантироваться парашютным методом. Разработан в 1957-1959 годах. Сравнительные испытания 1957 года показали, что алюминиевая броня обеспечивала несколько лучшую защиту по сравнению со стальной при действии бронебойных пуль и осколков осколочно-фугасных снарядов полевой артиллерии, а также была более эффективна в обеспечении жёсткости конструкции корпуса. Также корпус оказывался более технологичным в производстве по сравнению со стальным и весил на 750 кг легче. До 1959 года испытывали варианты с усиленным бронированием. А дополнительным требованием явилось максимально возможное удешевление машины, для чего было решено остановиться на коммерческом автомобильном двигателе. Запущен в серийное производство на заводе FMC в Сан-Хосе в январе 1960 года. Серийное производство M113 первой модификации, без сколько-нибудь значительных изменений в конструкции, продолжалось вплоть до 1968 года; было выпущено 14 813 машин этой модификации, а всего производство продолжалось до 2007 года. Длительное время оставался основным бронетранспортёром США, в значительных количествах поставлялся также в другие страны и использовался во множестве вооружённых конфликтов. Общее количество выпущенных бронетранспортёров M113, включая машины на его базе, составило более 88 000 единиц. По состоянию на 2022 год используются более чем в 44 странах мира, включая США, хотя и постепенно вытесняется более современными машинами. Полностью снять с вооружения M113 рассчитывают примерно к 2030 году. Ареной наиболее длительного и активного боевого применения M113 стала Вьетнамская война. Первый опыт их боевого применения в 1962 году продемонстрировал высокую эффективность нового вооружения, в том числе высокую подвижность M113, даже когда им приходилось вести бои в малопроходимых рисовых полях. Для партизан применение нового бронетранспортёра оказалось неожиданностью, и поначалу они несли тяжёлые потери в боевых столкновениях с ними. На практике, принятая США доктрина использования бронетранспортёров, рассматривавшая их лишь как средство доставки пехоты на поле боя, где они должны были вести бой спешившись, для Вьетнама оказалась непригодна. Спешившаяся пехота резко утрачивала подвижность и защищённость бронетранспортёра и не могла адекватно среагировать на боевую обстановку, поэтому стандартной тактикой стало ведение боя не спешиваясь, когда командир бронетранспортёра занимался поражением удалённых или танкоопасных целей из своего 12,7-мм пулемёта, в то время как пехотинцы вели огонь из личного оружия, стоя в открытом грузовом люке. В 1971 году южновьетнамские войска столкнулись с танками ПТ-76 и Т-54. В первом столкновении южновьетнамцы потеряли больше 30 БТР и начали паническое отступление, в ходе которого бросили ещё 80 бронетранспортёров M113. Всего для южновьетнамской армии из США было отправлено не менее 2231 бронетранспортёра M113, все из которых были либо уничтожены, либо захвачены. После поражения Южного Вьетнама несколько сотен трофейных бронетранспортёров M113 встали на вооружение народной армии объединённого Вьетнама. Потери бронетранспортёров американской армии неизвестны. Как выяснилось во время войны, М113 уязвимы для огня лёгких плавающих Советских танков ПТ-76, гранатометов РПГ-5, РПГ-7. Уязвимость машины сзади и сзади-сверху для ручных гранат, фугасных мин. Бортовая броня не защищает М113 от пуль 14,5-мм советского патрона который используют – пулемёт КПВТ, противотанковое ружьё времён второй мировой ПТРД-41 и другие Советские образцы.
Масштаб 1/72 (1:72). Серия «Коллекция боевых машин» (Kolekcja Wozow Bojowych). Производитель – польский издатель «Амерком» (Amercom). Материала корпуса – металл; башня, ходовая и обвес – пластик.