155-мм самоходная пушка M12 (англ. 155mm Gun Motor Carriage M12) – самоходная артиллерийская установка США времён Второй Мировой Войны (WWII). Еще на заключительном этапе Первой мировой войны американские инженеры создали САУ на базе французской 155-мм пушки GPF конструкции капитана Филуа (обозначение армии США M1917/18) и одного из имевшихся в наличии гусеничных тракторов. Эта разработка позволила немного повысить мобильность артиллерии на поле боя, но все же не решала весь спектр поставленных задач. В двадцатых и тридцатых годах работы в этом направлении продолжились, но тоже не увенчались особыми успехами. Сложности технического характера нередко сочетались с административными проблемами. Как следствие, концепция 155-мм орудия на самоходном шасси не получала развития, а артиллерийские соединения продолжали использовать буксируемые орудия и конную тягу. Ситуация изменилась только в 1940 году. Успешные германские операции в Польше и Франции показали всю важность механизированных войск и самоходной техники. В этой связи было решено переходить с конной тяги на тягачи и самоходные артиллерийские установки. В 1940 году в США был разработан новый танк M3 Lee, отличавшийся достаточно удачным гусеничным шасси, которое и решено было использовать для 155-мм пушек M1917/18. Это позволило упростить разработку, а также найти применение старым пушкам, имевшим хорошие характеристики, но не отличавшимся высокой мобильностью. Новый проект получил обозначение T6 Gun Motor Carriage (T6 GMC) и сохранял это название до принятия на вооружение. Проектные работы стартовали в конце 1940 года и продолжались до лета 41-го, но прототип был изготовлен только в феврале 1942. Проект самоходной пушки T6 представлял большой интерес для армии, но его разработка и доводка была связана с некоторыми трудностями. В частности, проблемы с гидравликой сошника могли лишить машину хода. Тем не менее, работы продолжались до полного решения всех проблем. В итоге шасси танка M3 Lee пришлось заметно переработать - двигатель перенести в с кормы в среднюю часть корпуса, укоротив карданный вал и расположив его под другим углом. Кардинальным изменениям подверглась верхняя часть корпуса, находящаяся выше гусениц. Корпус предлагалось собирать из броневых листов толщиной от 12,7 до 50 мм. Наиболее толстые детали располагались в лобовой части корпуса и должны были защищать машину от обстрела спереди. Силовая установка и трансмиссия САУ T6 почти не отличались от танка M3 Lee. Расчеты показывали, что имеющаяся ходовая часть не сможет удержать самоходку на месте при выстреле из мощного орудия калибра 155 мм. Из-за этого ее дополнили набором специальных средств. На корме корпуса расположили сошник с гидравлическими цилиндрами для подъема и опускания. Кроме того, перед стрельбой под переднюю часть гусениц предлагалось подкладывать специальные башмаки. Конструкция установки позволяла наводить орудие в пределах горизонтального сектора шириной 28°. Вертикальные углы наводки – от -5° до +30°. Орудия семейства M1917 оснащались стволом калибра 155 мм длиной 36,4 калибра. Полная длина пушки превышала 6 м. Орудие M1917/18 имело достаточно высокие характеристики. При оптимальном угле возвышения фугасный снаряд летел на дальность до 18,4 км, а бронебойный с дистанции 1000 ярдов (914 м) при угле встречи 60° пробивал до 119 мм гомогенной брони. Такие характеристики орудия в теории позволяли уничтожать бронетехнику и укрепления противника огнем прямой наводкой с расстояния порядка 1-1,5 км. На практике нередко огонь велся и с больших дистанций. Экипаж самоходки состоял из шести человек. Проект T6 не предусматривал дополнительного вооружения для самообороны. Радиостанция или переговорное устройство для экипажа отсутствовали. При этом, однако, имелись телефон и комплект сигнальных флажков для связи с другими экипажами на огневой позиции во время совместной боевой работы. Боевая масса достигала 26786 кг. Имеющаяся силовая установка, бензиновый двигатель Wright (Continental) R975 EC2 мощностью 350 л.с., позволяла развивать на шоссе скорость до 38 км/ч, запаса топлива хватало на 192 км пути. Начало службы самоходок M12 было необычным. В ходе серийного производства на производстве Pressed Steel Car Company в Питтсбург, штат Иллинойс, с сентября 1942 по март 1943 года, было выпущено 100 M12. Ввиду того, что перевозимый боекомплект установки состоял всего из 10 выстрелов, было принято решение создать на той же базе подвозчик боеприпасов. Первоначально он именовался Cargo Carrier T14, а принят на вооружение под названием M30. Внутри размещалось 40 выстрелов. По результатам испытаний было принято решение модернизировать 75 машин, но фактически на Baldwin Locomotive Works в феврале - мае 1944 года через нее прошли только 74 САУ. К тому времени M3 устарел и его не планировали использовать в дальнейшем, поэтому шасси унифицировали с «Шерманом» M4A1. Сошники лишились гидропривода: поднимать и опускать их предлагалось при помощи простой и надежной ручной лебедки. Наконец, машина получила радиостанцию и П-образные крепления для тента. Дебютировали GMC M12 в Нормандии в июне 1944 года. Боевая эффективность установки оказалась неожиданно высокой. Огневая мощь и подвижность машин позволяли этим соединениям участвовать как в наступательных, так и в оборонительных операциях. Имелась возможность непосредственной поддержки войск огнем прямой наводкой и стрельбы с закрытых позиций, в том числе контрбатарейной. Нередко артиллеристам приходилось уничтожать долговременные огневые точки противника. Бетонные сооружения эффективно уничтожались с расстояния не более 1800 м. Для повышения дальности огня в войсковых мастерских изготавливались специальные деревянные наклонные рампы, въезжая на такую конструкцию, M12 GMC увеличивала фактический угол возвышения ствола и благодаря этому могла атаковать цели на большей дальности, чем позволяли механизмы наведения орудия. Уже после начала участия в боях самоходка M12, как и многие другие образцы техники, получила неофициальное прозвище. За высокую мощность орудия ее прозвали «Кинг-Конгом» (англ. King Kong) в честь известного киногероя, отличавшегося исполинскими размерами и огромной силой. Несмотря на достаточно высокие боевые характеристики, самоходка M12 GMC более не соответствовала требованиям военных и не могла решать поставленные задачи. Уже в начале 1945 года была разработана САУ T83 на базе танка «Шерман» с орудием M2, в основе которой лежали те же идеи, что и в случае с T6/M12. Немного позже ее приняли на вооружение под названием M40 GMC. Ставшие ненужными M12 были выведены из эксплуатации, списаны и утилизированы.
Производитель модели – французская компания Altaya, один из флагманов, создающих уникальные модели своего собственного дизайна. Данные модели выходили в журнальных сериях во многих странах мира– Франции, Германии, Италии, Великобритании и других странах. Качество исполнения моделей хорошее, окрас и символики соответствуют реальным машинам. Материала корпуса – металл; башня, ходовая и обвес – пластик. Масштаб 1/72 (1:72).