20-мм зенитная самоходная установка M163 (англ. 20mm Self-Propelled Air Defence Gun M163), также известная как Система противовоздушной обороны «Вулкан» (англ. Vulcan Air Defence System) армии США периода 1960-х годов. Была создана Рок-Айлендским арсеналом в 1964-1965 годах путём установки на шасси бронетранспортёра M113 зенитного орудия, разработанного на базе авиационной 20-мм пушки. На башне ЗСУ смонтирована станция наведения AN/VPS-2, сопряжённая с зенитным автоматом. Серийное производство M163 осуществлялось компанией General Electric (впоследствии филиал ответственный за выпуск и регламентное обслуживание установок был приобретён General Dynamics) и несколькими ассоциированными подрядчиками с 1967 года, всего было выпущено 671 ЗСУ этого типа. M163 начала поступать в войска США с 1969 года и совместно с ЗРК MIM-72 Chaparral составила основу ПВО танковых дивизий. Впервые M163 использовались войсками США во Вьетнамской войне, а последней войной американских M163 PIVADS стала «Буря в пустыне» – вновь без особых успехов в сфере ПВО. К этому времени самоходки окончательно устарели морально и физически, и было решено снять их с вооружения. Последние строевые части лишились такой техники в 1994 г. Свое место в войсковой ПВО старые самоходки уступили легким зенитным комплексам Avenger и Linebacker с ракетами и пушками. M163 активно поставлялась на экспорт и использовалась Израилем в Войне Судного дня и Ливанской войне, а Марокко – в Войне в Западной Сахаре. Одним из основных зарубежных заказчиков и получателей M163 стала армия Израиля, давшая такой технике название «Ховет». Позже самоходки прошли модернизацию, предусматривавшую замену части оборудования и монтаж пусковой установки на четыре ракеты Stinger. Такая модификация получила название «Махбет». Израильская техника активно использовалась во всех конфликтах с начала восьмидесятых до начала двухтысячных. «Махбеты» были сняты с вооружения в 2006 г.. По состоянию на 2010 год M163 всё ещё остаётся на вооружении в ряде стран. Целью проекта M163 являлось создание современной эффективной зенитной самоходки для борьбы с низколетящими самолетами и вертолетами. Получившаяся машина могла бы действовать в одних боевых порядках с другой техникой армии и поражать различные цели, сумевшие прорваться через зону ответственности ЗРК MIM-72. Кроме того, по опыту предыдущих конфликтов, не исключалось применение скорострельной пушки по наземным целям – в качестве средства огневой поддержки. Основным оружием ЗСУ VADS являлась шестиствольная пушка M61 Vulcan с вращающимся блоком стволов под боеприпас 20х102 мм. Работа автоматики пушки обеспечивалась внешним приводом; воспламенение – электрическое. Орудие могло делать до 6 тыс. выстр./мин., но на самоходке скорострельность сократили вдвое. Эффективная дальность огня по воздушным целям достигала 600–1000 м. Для использования на M163 предлагались выстрелы со снарядами разных типов: осколочно-фугасные и бронебойные, с трассером и без. Также имелись практические боеприпасы. Боекомплект в 2100 снарядов находился в ящиках внутри корпуса самоходки и подавался к пушке при помощи штатной беззвеньевой системы. Наведение пушки осуществлялось при помощи автоматического зенитного прицела M61. Допускалось использование ночных прицелов. Для повышения точности использовался компактный радиолокационный дальномер ("тарелка" радиолокационного прицела находится на бронировании турели). Информация от него поступала в блок управления основным прицелом. Блок рассчитывал упреждение и выдавал необходимую информацию на прицел. При этом поиск цели и наведение орудия возлагались на оператора, использовавшего дистанционное управление или ручные приводы. Система управления имела два режима стрельбы, дававшие приемлемое соотношение эффективности огня и экономичности. На первом пушка работала с темпом 3 тыс. выстр./мин. и делала очереди длиной 10, 30, 60 или 100 выстрелов. Второй режим позволял оператору самостоятельно определять длину очереди, но сокращал скорострельность втрое. Габариты ЗСУ M163 в целом остались на уровне унифицированного БТР M113, но высота выросла до 2,9 м. Боевая масса достигла 12,7 т. Ходовые качества и характеристики в целом не изменились. Самоходка управлялась экипажем из четырех человек – водителем, командиром, стрелком-оператором и заряжающим. После принятия на вооружение ЗСУ M163 VADS несколько раз проходили ремонт и модернизацию. Так, проекты M163A1 и M163A2 предусматривали обновление шасси до состояния M741A1/A2, что улучшало технические и эксплуатационные характеристики. При этом боевое оснащение и соответствующие параметры не менялись. В 1984 г. компания Lockheed разработала проект модернизации Product-Improved VADS. Самоходка M163 PIVADS получила новый прицел и цифровую систему управления огнем. Также были заменены приводы наведения. Все это улучшило точность огня, но пушка осталась прежней, и общие боевые характеристики не изменились. Модернизация наличных M163A1/A2 по проекту PIVADS завершилась к концу восьмидесятых. В 1988 г. была внедрена импровизированная «модификация», направленная на увеличение дальности поражения. В боевом отделении предлагалось перевозить два ПЗРК Stinger. При необходимости один из членов экипажа должен был спешиваться и использовать их с грунта.
Производитель модели – французская компания Altaya, один из флагманов, создающих уникальные модели своего собственного дизайна. Данные модели выходили в журнальных сериях во многих странах мира– Франции, Германии, Италии, Великобритании и других странах. Качество исполнения моделей хорошее, окрас и символики соответствуют реальным машинам. Материала корпуса – металл; башня, ходовая и обвес – пластик. Масштаб 1/72 (1:72).