M3 «Ли» (англ. M3 Lee) – американский средний танк периода Второй Мировой Войны (WWII). Название «Ли» в честь американского военачальника периода гражданской войны было придумано британцами (сами они применяли к полученным танкам индекс Mk I) и эта традиция существует в Армии США по сей день. M3 Leeявляется рекордсменом по скорости создания. Ни одна боевая машина в мире не была разработана и принята на вооружение в такие короткие сроки, также быстро, как и снята с производства. Опытно-конструкторские работы велись с сентября 1940 по февраль 1941 г. на Абердинском танковом полигоне. Инженеры полигона подготовили всего около шести тысяч чертежей узлов, агрегатов и отдельных деталей танка и несколько тысяч листов сопроводительной технической документации для организации серийного производства, – это был беспрецедентный для американского танкостроения случай согласованной работы армейских и корпоративных инженерных кадров. Заказ на серийное производство с заключением контракта с компаниями-изготовителями был размещён раньше, чем были окончены проектные работы – в июле 1940 г, а всего по замыслу планировалось построить 25 тыс танков в 1942 и 50 тыс в 1943 году. Подрядчиками первой очереди стали крупные американские машиностроительные компании – «Крайслер», «Америкэн локомотив», «Болдуин локомотив». Первые предсерийные образцы поступили на испытания армии в апреле 1941 г. В силу медленных темпов перехода промышленности на нормы военного времени, дефицита тяжёлого машиностроительного оборудования, низкой степенью автоматизации и механизации труда (первые партии серийных образцов практически всех американских танков начального периода войны изготавливались и собирались вручную), к концу года армейский план оказался недовыполненным. Ввиду отрицательных отзывов танкистов об эксплуатационных характеристиках танка заказы были отозваны и предприятия-производители перепрофилированы под выпуск танков M4. Первопричиной плохой конструкции было то, что пушка калибром 37-мм, перестала выполнять функции противотанковой, а армии США срочно нужен был хорошо вооруженный средний танк. Единственный танк, который был на тот момент у американцев – крайне неудачный М2 (выпускался 1939-41 гг.). Ввиду сжатых сроков его и взяли за основу, но выбранное 75-мм орудие М2 не помещалось ни в башню, ни даже в сам корпус, а разрабатывать новый корпус – это фактически менять саму машину. Так появился спонсон с правой стороны корпуса. Пушка потеряла огромную часть сектора обстрела. Однако сроки принятия на вооружение не изменились. Отмеченными недостатками M3 были слабое бронирование, высота, прожорливость, пожароопасности и совершенно безобразное размещение вооружения, которое просто "съедало" тот потенциал, который можно было бы добиться от машины с таким вооружением. Не лучшим образом обстояли дела с манёвренностью, проходимостью и малозаметностью. «Ли» обладали весьма посредственной скоростью, а для стрельбы по противнику танк, из-за расположения его основного орудия и его ограниченного угла, необходимо было разворачивать, что при повреждённых в бою гусеницах, тем более резино-металлических, было практически невозможно. Тем не менее, до появления в достаточных количествах «Шерман», M3 оставался основным боевым танком Вооружённых сил США. Всего за весь период производства с апреля 1941 по декабрь 1942 г. было изготовлено 6258 танков M3, из которых 3352, то есть больше половины было произведено крупнейшим американским танкостроительным предприятием военного времени - Детройтским танковым арсеналом корпорации «Крайслер». Около 2/3 выпущенных M3 были переданы другим странам, почти исключительно Великобритании и СССР, по программе ленд-лиза. В Красную Армию поступило 957 танков M3, получивших официальный индекс ГАБТУ М3с («Эм три средний»). Корпус танка M3 имеет сборную конструкцию – на каркас клёпкой крепились броневые листы из катаной брони. Танк имел 75-мм орудие М2 или М3 (выпускались до 1949 г.) установленное в литом спонсоне с правой передней стороны корпуса (крепился к нему клёпкой), которое оснащалось гироскопическим стабилизатором в вертикальной плоскости. Дополнительное 37-мм орудие М5 или М6 размещалось в башне и было призвано восполнить защиту и отражение атаки вражеской бронетехники, в том числе и в случае неспособности танка передвигаться и маневрировать для наведения основного орудия. Пулемётное вооружение состояло из трёх или четырёх пулемётов М1919А4 калибром 7,62 мм. Два из них жёстко крепились в передней части корпуса, перед расположением места водителя-механика, ещё один был спарен с 37-мм орудием в башне, четвёртый устанавливался на командирской башенке, располагавшейся над орудийной башней. со смещением влево (вращение башенки осуществлялось вручную). В варианте для Великобритании командирская башенка с пулемётом отсутствовала. На M3 базовой модификации устанавливался авиационный двигатель «Континенталь», объёмом 15 938 куб см, мощность в 340 л. с. при 2400 об/мин. Четыре топливных бака общим объёмом 660-670 литра 92го бензина давали запас хода 193 км. Гусеницы M3 – стальные с резинометаллическим шарниром. Универсальное обрезиненное покрытие предназначалось, в первую очередь, для увеличения долговечности и продления срока эксплуатации гусениц по твёрдому дорожному покрытию и твёрдым грунтам (кроме скальных) – среднее значение пробега трака впятеро превышающего таковое немецких и японских танков - 4830 км. Основными их недостатками при этом были снижение ходовых качеств (исключением было движение по асфальту и по толстому льду, где обрезиненным тракам не было равных в сцеплении с поверхностью и скорости движения) и увеличение стоимости в сравнении с металлическими траками. Экипаж танка состоял, как правило, из шести человек – командир, наводчик 37-мм орудия, заряжающий, наводчик 75-мм орудия, заряжающий 75-мм орудия и водитель-механик, который при необходимости вёл неприцельный огонь из двух пулемётов, установленных в лобовой части корпуса. Впервые M3 был использован в мае 1942 года английскими войсками в Северной Африке. За счёт относительно неплохого бронирования и высокой артиллерийской мощи они, несмотря на все свои недостатки, были практически единственным типом танков, при помощи которого британцы могли на равных бороться с немецкими танками. Впрочем, уже к концу 1942 года, когда в немецкие войска поступило большое количество танков PzKpfw IV, а также новейшие PzKpfw VI «Tiger», относительная боевая ценность M3 снизилась. К 1944 году он был почти повсеместно заменён в частях «Шерманом», но небольшое количество M3 использовалось в 1944 году в Юго-Восточной Азии, где у него не было достойных противников. Кроме того, этот танк использовался КМП США как основной танк в островных кампаниях на Тихом океане против дислоцированных там японских гарнизонов.
Производитель модели – французская компания Altaya, один из флагманов, создающих уникальные модели своего собственного дизайна. Данные модели выходили в журнальных сериях во многих странах мира– Франции, Германии, Италии, Великобритании и других странах. Качество исполнения моделей хорошее, окрас и символики соответствуют реальным машинам. Материала корпуса – металл; башня, ходовая и обвес – пластик. Масштаб 1/72 (1:72).