M3 (англ. Light tank M3) - американский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Широко известен также под названием «Стюарт» (англ. Stuart), данным ему в войсках Великобритании в честь генерала Гражданской войны в США Джеба Стюарта. M3 был создан в 1938-1941 годах на базе лёгкого танка M2. «Стюарт» серийно выпускался с марта 1941 по июнь 1944 года, неоднократно подвергаясь модернизациям по ходу выпуска. Всего было построено 23 685 танков этого типа, что сделало «Стюарт» самым многочисленным лёгким танком в истории мирового танкостроения. Во Второй мировой войне «Стюарт» активно использовался войсками США, а также в значительных количествах поставлялся по программе ленд-лиза в Великобританию, СССР, Китай, войскам «Свободной Франции» и НОАЮ. После войны устаревшие к тому времени, но всё ещё многочисленные «Стюарты» продавались во многие другие страны, в некоторых из которых они состояли на вооружении до 1990-х годов. Свою историю «Стюарт» ведёт от британского танка «Виккерс 6-тонный», одного из наиболее распространённых танков в мире в межвоенный период. Именно на основе его конструкции был в 1933-1934 годах создан американский танк T5, ставший родоначальником всей линейки серийных лёгких танков США. Разработки, приведшие к созданию M3, были начаты в 1938 году, когда опыт гражданской войны в Испании показал, что развитие стрелкового оружия сделало легкобронированную бронетехнику крайне уязвимой даже для обычного пехотного вооружения, не говоря уже о специализированных противотанковых средствах: состоящие на вооружении лёгкие танки M2 с максимальной толщиной брони 15,8 мм уязвимы для огня крупнокалиберных пулемётов на дистанциях в 700 метров, и уже в недалёком будущем развитие пулемётов может увеличить эту дистанцию до 900 м. Вооружение M2, ограничивавшееся одним 12,7-мм и двумя 7,62-мм пулемётами было также признано совершенно недостаточным, армии явно нужна была качественно новая машина. M2A4 - первоначальный вариант будущего танка отличался крайним упрощением и удешевлением конструкции, вызванным скудным финансированием армии в те годы. По замыслу, это должен был быть лёгкий 7-тонный безбашенный танк с экипажем из двух человек, защищённый бронёй толщиной до 38 мм и вооружённый 37-мм пушкой и 7,62-мм пулемётом, размещёнными в лобовом листе корпуса. Такая компоновка позволяла использовать в конструкции танка множество узлов гражданских автомобилей и значительно снизить стоимость машины, но развития этот проект так и не получил. Результатом наработок стала модификация лёгкого танка M2A4, запущенная в производство приказом от 29 декабря 1938 года. От предшественников новую машину отличала двухместная башня, оснащённая 37-мм пушкой M3A1 и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом, утолщённое до 25 мм вертикальное бронирование и два дополнительных 7,62-мм пулемёта в спонсонах корпуса. 10,5-тонный танк должен был приводиться в движение радиальным авиационным мотором «Континенталь» W-670 с рабочим объёмом 10,95 л и мощностью 250 л. с. при 2400 об/мин. Топливом для него служил авиационный бензин с октановым числом не ниже 92, в случае крайней необходимости - с октановым числом не ниже 82. Именно эта концепция и послужила в дальнейшем отправной точкой для работ по новому танку. С мая 1940 года по март 1941 года было выпущено 365 танков этой версии, ставшей прямым предшественником M3. Несмотря на успешную эксплуатацию, танк нуждался в переработке устаревшей ходовой части и увеличении до 38 мм толщины лобового бронирования. Модифицированный вариант танка light tank M3 был предложен уже 5 июля 1940 года. Помимо усиленного бронирования и переработанной подвески, лучше распределявшей нагрузку и снижавшей давление на грунт, танк получил клёпаные корпус и восьмигранную башню, собиравшиеся на каркасе из подкладных уголков из поверхностно закалённых катанных броневых листов. С марта 1941 года, когда этот танк сменил в производстве M2A4, и до прекращения серийного производства в июле 1942 года было произведено 4525 танков этого варианта, известного также под его британским обозначением Stuart I. В ходе серийного выпуска с июня 1941 года до августа 1942 года было произведено 1285 «Стюартов» M3 с дизельным двигателем «Гайберсон», получивших официальное обозначение light tank M3 (diesel), а в британских войсках известных как Stuart II. В общее число 5810 выпущенных танков этого типа входят также так называемые «гибридные» версии, выпускавшиеся с улучшениями, накопившимися в ходе производства. Однако зачастую частичные изменения лишь усложняли танк, не давая желаемого эффекта, и особой популярностью у экипажей «гибридные» «Стюарты» не пользовались. Ещё до начала производства «Стюартов», опыт боевых действий в Европе показал очень опасный недостаток клёпаных корпусов - при попадании в них снаряда, а порой даже и пули крупного калибра, из-за деформации броневых листов заклёпки отскакивали внутрь танка, превращаясь дополнительные поражающие элементы, способные ранить или даже убить членов экипажа танка. Более того, броня могла быть не пробита, но отскочившие заклёпки поражали экипаж столь же надёжно, как и его взрыв внутри танка. Башня являлась наиболее уязвимой в этом отношении. Вариант с гранёной сварной башней с клёпаной командирской башенкой и утолщённой до 51 мм маской орудия, производившийся с апреля 1941 года, известен как «Стюарт» Тип 2 (англ. Stuart Type 2). Аналогичные танки, но с дизельным двигателем, известны в литературе как «Стюарт» Тип 3 (англ. Stuart Type 3). Помимо повышения защиты экипажа, сварная конструкция, за счёт избавления от полосок и уголков каркаса, уменьшала вес танка, а также несколько увеличивала внутреннее пространство. Новый вариант, выпускавшийся с октября 1941 года, известен в литературе как «Стюарт» Тип 4 (англ. Stuart Type 4), а его дизельная версия - как «Стюарт» Тип 5 (англ. Stuart Type 5), получил взамен собиравшейся из поверхностно закалённых броневых плит башни, новую полностью сварную башню из гомогенной стали характерной подковообразной формы; борта и корма башни изготавливались из единой гнутой детали. На башнях этого варианта всё ещё сохранялась командирская башенка, но теперь она приобрела круглую форму и избавилась от смотровых щелей, наблюдение за полем боя стало осуществляться при помощи перископов. Постепенно накапливавшиеся в ходе производства и эксплуатации ранних «Стюартов» улучшения привели к появлению переработанной версии, получившей обозначение M3A1, в Великобритании известной как Stuart III, а в литературе - «Стюарт» Тип 10, запущенной в производство в мае 1942 года. Всего до конца серийного производства в феврале 1943 года был выпущен 4621 танк этой модификации, в том числе 211 оборудованных дизельным двигателем машин, получивших в британской армии название Stuart IV, а в литературе известных как «Стюарт» Тип 11 (англ. Stuart Type 11). Танки этой версии получили новую башню подковообразной формы с утолщённым до 32 мм бортовым и кормовым бронированием, вращающимся полом башни, известным как башенная «корзина», электроприводом башни, стабилизатором орудия в вертикальной плоскости и многими другими усовершенствованиями. Кроме того, M3A1 получили новый корпус, собиравшийся в основном при помощи сварки, и переработанное боевое отделение без пулемётов в спонсонах корпуса. Версия M3A1 с полностью сварным корпусом, производство которой началось вскоре, в литературе известна как «Стюарт» Тип 12 (англ. Stuart Type 12) или M3A1 «поздних» серий, а её оснащённый дизельным двигателем вариант - как «Стюарт» Тип 13 (англ. Stuart Type 13). Планировалось также использование для этого варианта индекса M3A2, но в итоге он так и остался невостребованным. В июле 1943 года танки M3 ранних вариантов и M3A1 были переведены в класс «устаревших». Танковое командование настаивало на оснащении M3A1 корпусом из наклонных бронеплит, схожим с разрабатывавшимся M5. Новый вариант танка получил обозначение M3A3, и за время серийного производства с января 1942 по сентябрь 1943 года было выпущено 3427 танков этого варианта, известного в британской армии под названием Stuart V, а в литературе - как «Стюарт» Тип 14 (англ. Stuart Type 14). Помимо нового корпуса с наклонными верхним лобовым и верхними бортовыми листами, значительно увеличившими внутренний объём и улучшившими условия работы экипажа, танк получил изменённую башню с кормовой нишей, в которой размещалась радиостанция, и противопылевые фальшборты, закрывавшие верхнюю часть гусениц. Почти все выпущенные M3A3 были поставлены в другие страны по программе ленд-лиза. К 1941 году промышленность уже не справлялась с обеспечением M3A авиационными двигателями, что заставило искать им подходящую замену. 6 июня 1941 года было одобрено производство прототипа M3E2, оснащённого двумя автомобильными бензиновыми двигателями жидкостного охлаждения конфигурации V8 «Кадиллак» Series 42, каждый рабочим объёмом 5,67 л и мощностью 110 л. с. при 3400 об/мин. с автоматической коробкой передач «Кадиллак» Hydra-Matic. Башня прототипа была аналогична модификации M3A1. Новой машине 13 ноября того же года было присвоено обозначение M4. Позже прототип M3E2 был оснащён сварным корпусом из гомогенной стальной брони с наклонным лобовым листом, получив обозначение M3E3, и в таком виде послужил основой для серийного танка. Тем временем, с февраля 1942 года началось производство нового среднего танка M4 «Шерман», и чтобы избежать путаницы, лёгкий танк получил новое название - M5, под которым он и был запущен в производство в апреле 1942 года. Всего до окончания серийного производства в декабре того же года было выпущено 2074 танка этой модификации, в том числе 1470 на заводах «Кадиллак» в Детройте и Мичигане, 354 на заводах «Дженерал Моторс» в Саутгейте и 250 на заводах компании Мэсси Харрис (Massey Harris Co.). Тем временем, было начато производство модификации M3A3, которая помимо корпуса по типу M5 получила множество других нововведений, включая новую башню с кормовой нишей. Вариант M5, оснащённый ею, 24 сентября 1942 года получил обозначение M5A1 и вскоре начал заменять M5 на сборочных линиях. До окончания серийного производства в апреле - июне 1944 года было выпущено 6810 танков этой модификации, ставшей самой массовой версией «Стюарта» В июне 1944 года их сменил легкий танк M24 «Чаффи», но, несмотря на это, M5A1 активно использовались до самого конца войны. Экипаж танка состоял из четырёх человек - механика-водителя и стрелка, расположенных в отделении управления, и заряжающего с командиром, выполнявшим также функции наводчика, размещавшихся в двухместной башне. Крыша танка имела толщину 13 мм, а днище - от 10 мм в моторном отделении до 13 мм в передней части. Начиная с модификации M3A1, корпуса «Стюартов» оснащались внутренней обивкой, смягчавшей вызванные жёсткой подвеской частые удары экипажа о корпус машины при движении по неровной поверхности. Вращение башни на танках модификации M3 осуществлялось вручную, при помощи плечевого упора, а начиная с M3A1 - при помощи электропривода. На ранних «Стюартах» командир и заряжающий стояли на полу боевого отделения и были вынуждены передвигаться в соответствии с вращением башни, что было весьма непросто, учитывая проходивший через боевое отделение карданный вал. Поэтому, начиная с модификации M3A1, «Стюарт» получил так называемую «башенную корзину» с сидениями для командира и заряжающего, вращавшуюся вместе с башней. Несмотря на очевидное удобство, «корзина» сокращала и без того небольшой объём боевого отделения, поэтому некоторые экипажи предпочитали снимать её со своих новых танков. Основным вооружением танка являлась 37-мм пушка M6, бывшая танковым вариантом противотанковой пушки M3. Длина ствола орудия составляла 53,1 калибра / 1965 мм на ранних машинах, но вскоре была доведена до 56,6 калибров / 2094 мм. Пушка оборудовалась полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором с механизмом извлечения стреляной гильзы, гидравлическим тормозом отката и пружинным накатником. Начиная с модификации M3A1, на орудии стал устанавливаться перископический прицел M4 или M5A1. Теоретическая скорострельность орудия достигала 30 выстрелов в минуту, но в реальности была значительно меньше. Из-за задержек с поставками пушек M6 некоторые «Стюарты» ранних серий получили 37-мм пушки модели M5 в установке M20, аналогичные устанавливавшимся на танке M2A4. M3 с такими орудиями легко отличимы по размещённым под стволом противооткатным устройствам, вынесенным за пределы башни и прикрытым броневым кожухом. Начиная с модификации M3A1, орудие оборудовалось стабилизатором в вертикальной плоскости, многократно повышавшим точность стрельбы на ходу, но в реальности этот сложный механизм, требовавший специальной подготовки экипажа, чаще всего отключался. Для наведения орудия использовался телескопический прицел M40A2 (поле зрения 9°, увеличение ×1,44) входящий в состав перископа М4А1. Также на танках модификаций M3A3 применялись телескопические прицелы М54LS, а на модификации M5A1 - M70DS (поле зрения 12°19′, увеличение ×3) различаюхшися только прицельными сетками. Боекомплект пушки составляли, в зависимости от модификации, от 103 до 174 унитарных выстрелов с бронебойными, осколочными и картечными снарядами. Первоначально укладка для боекомплекта размещалась на полу боевого отделения под башней, но на модификациях M3A3, M5 и M5A1 боекомплект удалось значительно увеличить за счёт размещения дополнительных снарядов в надгусеничных нишах. Помимо пушки, вооружение танка модификации M3 составляли пять 7,62-мм пулемётов «Браунинг» M1919A4. Один из них находился в спаренной с пушкой установке и управлялся командиром, другой был расположен в шаровой установке в лобовом листе корпуса и обслуживался стрелком. Ещё два размещались в бортовых спонсонах, огонь из них вёл дистанционно механик-водитель при помощи спусковых тросов. Угол наведения шаровых установок этих пулемётов был ограничен, и наведение их на цель осуществлялось обычно поворотом всей машины. Пятый, зенитный, пулемёт был размещён на турели на крыше башни. Начиная с модификации M3A1, отказались от установки бортовых пулемётов и заменили спаренный с пушкой пулемёт более приспособленным к установке в танках вариантом M1919A5. Для самообороны экипажа танки оснащались пистолетом-пулемётом Томпсона калибром 11,43 мм и 14 ручными гранатами (4 оборонительных MkII, 2 наступательных MkIIIA2, 4 дымовых M15 и 2 зажигательных). Наблюдение за полем боя на «Стюартах» модификации M3 велось через десять закрытых бронестёклами смотровых щелей, из которых четыре располагались в лобовой части корпуса, а остальные шесть - в командирской башенке. На машинах с «подковообразной» башней смотровые щели в башенке были поначалу ликвидированы, а наблюдение за полем боя стало вестись при помощи перископа. Однако его установка в крыше башенки оказалась неудачной, и уже в ходе серийного производства в командирской башенке вновь появились четыре смотровых щели. Окончательно проблемы со смотровыми приборами были разрешены только на модификации M3A1, башня которой лишилась командирской башенки и получила два перископических прибора наблюдения M4A1, для командира и заряжающего. Кроме того, наблюдение могло вестись через смотровые щели в бронезаслонках, расположенных в бортах и корме башни трёх портов для стрельбы из личного оружия, которые были убраны только на модификациях M3A3 и M5A1. Свои наблюдательные приборы имелись у водителя и стрелка-радиста. Все «Стюарты» оборудовались радиостанцией. На модификациях M3 и M3A1 устанавливалась радиостанция модели SCR 210, размещавшаяся в спонсоне корпуса и обслуживавшаяся стрелком-радистом. На танках модификации M5 устанавливалась радиостанция SCR 508, SCR 528 или SCR 538, имевшая только голосовой режим связи, на дальность до 15 км. Командирские машины оборудовались мощной радиостанцией SCR 506, имевшей дальность связи до 80 км в голосовом и 120-160 км в телеграфном режиме. Кроме этого, «Стюарты» всех модификаций оборудовались внутренним телефонным переговорным устройством RC 61. Четыре топливных бака, вместимостью 51 литр каждый, размещались в моторном отделении и надгусеничных нишах. Высокое потребление топлива авиационным двигателем привело к тестированию в сентябре - ноябре 1941 года установки дополнительных внешних баков. Вскоре на оснащённые такими двигателями «Стюарты» стали устанавливаться на надгусеничных нишах два 94,6-литровых цилиндрических бака, сбрасываемых изнутри танка, что позволило почти вдвое увеличить запас хода танка. Начиная с модификации M3A1, «Стюарт» оборудовался дополнительным бензиновым генератором, призванным обеспечивать питание многочисленного электрооборудования танка при отключённом главном двигателе. Ходовая часть «Стюарта» осталась единственным узлом, нисколько не изменившимся в ходе серийного производства машины. Четыре одиночных обрезиненных опорных катка с каждой стороны корпуса были сгруппированы попарно в тележки, подвешенные на вертикальных буферных пружинах. Необрезиненный ленивец большого диаметра имел аналогичную подвеску и был опущен до уровня земли, исполняя роль пятого опорного катка. Такая конструкция увеличивала площадь соприкосновения гусеницы с землёй, улучшая сцепление и помогая лучше распределить нагрузку. Для улучшения проходимости, на случай недостаточного сцепления гусениц с поверхностью, в стандартный возимый комплект танка входили 34 съёмных грунтозацепа, устанавливавшихся на каждый шестой трак. Танки «Стюарт» различных модификаций состояли на вооружении более тридцати стран. В том числе по ленд-лизу было поставлено в Великобританию - 6904, в СССР – 1681, Францию – 651 и в Китай - 536 танков. Некоторое число «Стюартов», захваченных Германией в Северной Африке, получили обозначение PzKpfw M3 747(a). В 1970-х годах в Бразилии была предпринята модернизация всё ещё стоявших на вооружении танков M3A1. Новая машина получила обозначение X1A. Танки были серьёзно переоборудованы, получив, среди всего прочего, новую башню с 90-мм пушкой DEFA D-92A 90F1. К 1978 году было переоборудовано 80 экземпляров этого танка, но его служба в бразильской армии оказалась недолгой. По состоянию на 2010 год 12 танков M3A1 Stuart всё ещё находились на вооружении Парагвая. Впервые в бой «Стюарты» вступили, находясь под британским флагом. После больших потерь танкового парка в боях в Европе 1940-1941 годов Великобритания оказалась не в состоянии быстро их восполнить и была вынуждена обратиться к США. После того как в производстве британских танков на заводах США им было отказано, единственным решением оставалась закупка американских машин. Поскольку производство полноценных средних танков ещё не было развёрнуто, единственными доступными оставались лёгкие танки M3. «Стюарты», как их назвали в Великобритании, получили смешанные оценки, основными претензиями к ним были поворачиваемая вручную башня без вращающегося пола, в отличие от британских танков, а также общая теснота боевого отделения, несовершенные смотровые приборы и крайне малый запас хода. В то же время отмечалась превосходная надёжность двигательной установки и танка в целом, за которую танк получил от своих экипажей прозвище «Миляга» (англ. «Honey»). 37-мм пушка M3 также была найдена ни в чём не уступающей, а в бронепробиваемости в некоторых случаях даже превосходящей единственную британскую танковую пушку - 40-мм QF 2 pounder. К концу октября 1941 британские войска в Северной Африке насчитывали уже 300 «Стюартов». В войсках Великобритании «Стюарты» часто модифицировались, с целью лучше приспособить танк к конкретным условиям службы. Наиболее заметным из них была установка на ранних, предназначенных для Северной Африки машинах фальшбортов характерной формы над верхней частью гусениц, с целью уменьшить облако пыли, поднимаемое при движении в пустыне. Также танки оборудовались дополнительными ящиками для снаряжения, дымовыми гранатомётами, дополнительными топливными баками и другим оборудованием. Пулемёты в спонсонах корпуса британцы обычно снимали, для увеличения внутреннего пространства. Ещё одной любопытной модификацией, которой подвергались британские «Стюарты», стало перераспределение функций экипажа. В двухместной башне M3 командир был вынужден выполнять ещё и функции наводчика, что мешало выполнению им своих прямых обязанностей - наблюдения за боевой обстановкой и координации действий экипажа. Чтобы разрешить эту проблему, функции наводчика были переложены на стрелка, который во время боя перемещался в башню на место командира, в то время как последний перемещался в кормовую часть башни и наблюдал за местностью из командирской башенки. В первом же бою было выведено из строя 23 «Стюарта», в то время как потери германской стороны составили всего 2 танка уничтоженными и 6 повреждёнными. В результате, к окончанию боёв было потеряно 3/4 танков и в строю оставалось всего 35 «Стюартов» и 40 британских крейсерских танков. Причиной этого было не только использование лёгких танков в неподходящей для них роли, но и серьёзное превосходство германских частей в тактике танкового боя. С весны 1942 года в войска постепенно стали поступать более мощные M3 «Грант», а лёгкие танки стали в основном использоваться по назначению - в качестве быстроходных разведывательных машин. К тому времени стало уже очевидно, что в бою «Стюарты» неспособны противостоять основным германским средним танкам - PzKpfw III и PzKpfw IV, однако будучи доступны в больших количествах, они всё ещё оставались на вооружении 12 танковых полков. Летом 1942 года началось переоборудование «Стюартов» в безбашенные разведывательные машины и бронетранспортёры. Хотя ко времени высадки в Нормандии союзных войск 6 июня 1944 года «Стюарт» успел безнадёжно устареть, он всё ещё в огромных количествах оставался в войсках, так что отказ от него даже не рассматривался армией, тем более что замены танку всё ещё не существовало. Вследствие уже полной неспособности бороться даже со средними танками противника, «Стюарты», к тому времени в основном M5A1, использовались исключительно для разведки, а также для преследования отступающего противника. Несмотря на это, в боях в июне - сентябре 1944 года «Стюарты» несли очень тяжёлые потери. К тому времени броня «Стюарта» пробивалась без труда практически всеми танковыми и противотанковыми пушками, а также фаустпатронами. Среди причин потерь «Стюартов» большую часть составляли танковые и противотанковые орудия - 55 % выведенных из строя машин, на противотанковые мины и огонь гранатомётов приходилось 25 и 15 % соответственно. Общие же потери войск США на этом театре военных действий составили 777 «Стюартов». Тем не менее, на сентябрь 1944 года в войсках США в Северо-Западной Европе оставалось ещё более 1110 M5A1. С появлением в войсках гораздо более совершенных лёгких танков M24 «Чаффи» с декабря 1944 года «Стюарты» переводились на второстепенные роли. Непригодные, по европейским меркам, для танкового боя, на Тихоокеанском театре военных действий «Стюарты» были способны на равных противостоять японским танкам, защищённым в основном лишь противопульной бронёй, но при этом также понесли тяжёлые потери. Первые «Стюарты» прибыли в СССР в январе 1942 года и продолжали поставляться до апреля 1943 года. Почти все они относились к модификациям M3 и M3A1 (было отправлено 340 M3 и 1336 M3A1, дошло до СССР в сумме 1232 танка, в том числе 211 дизельных), лишь 5 M5A1 прибыли в 1943 году, когда поставки были прекращены по инициативе советской стороны. В Красной армии «Стюарты» именовались «М3 лёгкий» или просто «М3л». Несмотря на высокие ходовые качества и превосходство по сумме характеристик над всеми советскими лёгкими танками, за исключением мелкосерийных Т-50 и Т-80, M3 не пользовались особым успехом у танкистов. Полученные в 1942 году танки для комфорта танкистов внутри боевого отделения были оклеены губчатой резиной, которая при горении выделяла удушливый дым. Танк отличался большими габаритами, слабым бронированием и особенно вооружением, был сложен, по советским меркам, в эксплуатации, а авиационный мотор M3 потреблял большое количество дефицитного высокооктанового бензина, и соответственно, горел как свечка в случае удачной стрельбы противника. Кроме того, первоначально вместе со «Стюартами» поставлялись только бронебойные снаряды к ним, что серьёзно ограничивало возможности танка к борьбе с пехотой или противотанковыми орудиями. Но отдельные части продолжали использовать их до 1945 года. Компоновку M3, без особых изменений унаследованную им от M2, сложно было назвать удачной. Сжатый по ширине и по длине корпус отличался большой по сравнению с другими танками такого класса высотой. Такие габариты были обусловлены наложенными ещё в 1920-е годы ограничениями на ширину танков со стороны армии, продиктованными шириной тогдашних мостов. При этом внутреннее пространство танка было очень тесным. Если условия работы механика-водителя и стрелка несколько улучшились с введением наклонного лобового листа корпуса, увеличившего внутреннее пространство, то объём башенного отделения с введением башенной «корзины» только ещё более сократился. Именно это препятствовало устранению главного недостатка «Стюартов» - любая попытка оснастить танк более мощным орудием наталкивалась на недостаточный объём башни. Ещё одним недостатком конструкции M3 являлось оснащение его бензиновым авиационным мотором. Помимо повышенной по сравнению с дизельным двигателем пожароопасности, это создавало трудности со снабжением, поскольку авиационный мотор требовал специального высокооктанового бензина. Кроме того, высокое потребление им топлива серьёзно ограничивало запас хода машины. Надёжность «Стюарта» всегда удостаивалась самых высоких оценок, особенно со стороны британских танкистов, привыкших к часто выходившим из строя двигателям своих машин. К примеру, в августе - ноябре 1941 года, за четыре месяца боевых действий, из 166 находившихся на вооружении англичан M3 из строя по техническим причинам вышли всего 12 машин - превосходный для того времени результат. Надёжность танка подтверждается также и его более чем полувековой службой в войсках Бразилии и других южноамериканских стран. Тем не менее, танк требовал регулярного и тщательного технического обслуживания, особенно по сравнению с советской бронетехникой, что было одной из причин его непопулярности в РККА.
Фото именно той модели, которая продаётся – в идеальном состоянии.