Panhard EBR (фр. Engin Blinde de Reconnaissance – «разведывательная бронемашина») – французский разведывательный бронеавтомобиль 1950-х годов конструкции Луи Делагардом на основе довоенного опытного бронеавтомобиля AMR 201. Машина имела ряд конструктивных новшеств, таких как качающаяся башня и четырёхосная схема с двумя подъёмными средними мостами. Золотая эпоха колесных бронеавтомобилей пришлась на 1930-1940-е годы, когда колесная бронетехника активно проектировалась и строилась во многих странах мира. Во Франции, крупной колониальной державе, традиции создания и производства колесных бронеавтомобилей с артиллерийским вооружением для легких механизированных дивизий были очень сильны. К числу наиболее удачных предвоенных разработок французских инженеров относят полноприводный пушечный бронеавтомобиль Panhard 178. Вслед за ним конструкторы одной из старейших автомобильных компаний Франции, «Панар», создали еще более совершенный бронеавтомобиль, Panhard 201 (встречалось также обозначение прототипа Panhard AM 40Р). Дальнейшему развитию проекта помешала Вторая мировая война, хотя 1 мая 1940 года от военного министерства был получен заказ на постройку 600 таких бронемашин. В первые послевоенные годы проект бронеавтомобиля с колесной формулой 8х8 был реанимирован и в обновленном варианте полностью готов к началу 50-х годов. В конструкцию были внесены различные изменения - новый бронеавтомобиль стал длиннее и шире, а передняя и задняя части корпуса стали полностью идентичными, что положительным образом сказывалось на стоимости производства. На него устанавливались так полюбившиеся французам качающиеся башни с 75-мм или 90-мм орудиями. Однако, наибольший интерес представляло шасси, в составе которого было 4 оси – две обычные с пулестойкими пневматическими шинами, а две средних подъемных моста с цельнометаллическими колесами с развитыми зубчатыми грунтозацепами тракторного типа. Передвигаясь по шоссе бронеавтомобиль Panhard EBR опирался лишь на колеса внешних осей (колесная формула 4х4), развивая скорость до 105 км/ч, а алюминиевые колеса средних осей опускались только при движении по бездорожью (8х8), повышая проходимость машины и снижая удельное давление на грунт (до 0,7 кг/см2). Еще одной фишкой бронеавтомобиля было наличие двух постов управления и соответственно возможности равноценного движения вперед и назад, благодаря чему бронеавтомобиль мог легко выйти из-под обстрела, не разворачиваясь. Причем особенности трансмиссии позволяли двигаться назад с той же скоростью, с которой он мог двигаться вперед. В машине применялись сразу две КПП, которые были объединены в единый узел по несоосной схеме. При этом вторая коробка одновременно служила и блокирующимся межбортовым дифференциалом, и раздаточной коробкой с механизмом реверса для изменения направления движения бронемашины. Бортовая схема трансмиссии не допускала пробуксовки колес одного борта, что очень хорошо сказывалось на проходимости машины, а муфты свободного хода на валах, ведущих к передним колесам, улучшали управление бронемашины в поворотах. Статический дорожный просвет Panhard EBR составлял 406 мм (очень достойный показатель, на уровне грузового автомобиля Unimog). Машина была оборудована радиостанцией и вспомогательным агрегатом для питания радиостанции и запуска основного двигателя. Силовая установка,12-цилиндровый бензиновый двигатель 12H 6000 фирмы «Панар», мощностью 200 л. с., воздушного охлаждения разработана на базе двигателя малолитражного автомобиля «Panhard Dyna X». Боевой вес бронеавтомобиля с башней FL 11 («тип 11») составляял 12,8 тонн и при емкости топливных баков 370 литров запас хода составлял около 630 км. Экипаж машины состоял из четырёх человек: командира машины (который также выполняет функции наводчика), заряжающего и двух механиков-водителей. Использование качающейся башни было особенностью данной боевой машины. Качающаяся башня FL11, которая активнее ставилась на бронеавтомобили Panhard EBR, не имела кормовой ниши и автомата заряжания, состояла из двух частей – нижней, связанной с опорой башни и верхней, стоящей на цапфах так, что она могла поворачиваться. При этом орудие было жестко связано с верхней качающейся частью башни. Наводка орудия по вертикали производилась с помощью поворота верхней части башни, а горизонтальное наведение – вращением нижней части. На бронеавтомобиль Panhard EBR ставилось два варианта качающихся башен. Версии EBR 75 FL 11, с 75-мм орудием SA 49 без автомата заряжания, было выпущено 836 единиц. Боекомплект состоял из 56 снарядов. В 1963 году в башню FL 11 установили 90-мм орудие CN-90F2 (получила обозначение EBR 90 F2) с боекомплектом 44 снарядов, среди которых появлялся 90-мм оперенный кумулятивный снаряд, который обеспечивал бронепробитие на уровне до 320 мм, что позволяло эффективно использовать его для борьбы со всеми танками того временного периода. Справа и слева на башне установлено по два дымовых гранатомёта. В качестве вспомогательного оружия используются три 7,5-мм пулемёта MAC 34 «Reibel». Бронирование машины было крайне слабым: толщина бортов не превышала 20 мм, лба корпуса и башни – 40 мм. Однако во французском Генштабе видели нишу для этой машины в колониальных войнах со слабо подготовленным и плохо вооруженным противником. Для этой роли быстрый бронеавтомобиль с достаточно мощным пушечным вооружением подходил как нельзя лучше. Очень часто явную нехватку вооружения партизанские отряды старались компенсировать быстротой и внезапностью нападений. Определяющим фактором для борьбы с ними становились скорость, маневренность и дальность хода. Всеми этими качествами Panhard EBR обладал в полной мере. При этом могло показаться, что столь большая по своим габаритам бронемашина была неповоротливой (длина корпуса – 5,54 м, общая – 6,15 м), однако это не соответствовало действительности. Благодаря наличию четырех управляемых колес ее радиус поворота равнялся всего 6 метрам. А благодаря внушительной колесной базе бронеавтомобиль мог без остановки с ходу преодолевать траншеи длиной до двух метров. Здесь он не уступал и танкам. На основе пушечного бронеавтомобиля Panhard EBR во Франции выпускался также бронетранспортер EBR ETT и санитарный бронеавтомобиль. Всего с 1951 по 1960 год было собрано порядка 1200 броневиков данного типа. Они на долгие годы, вплоть до 1970-х годов, стали основными бронеавтомобилями в составе французской армии, а также активно поставлялись на экспорт: в Марокко, Португалию, Тунис, Индонезию, Мавританию. Самым крупным военным конфликтом с их участием стала война за независимость Алжира, которая продлилась с 1954 по 1962 годы. Также они использовались в Колониальной войне Португалии (целая серия конфликтов) с 1961 по 1974 год и в Войне в Западной Сахаре (1975–1991 гг). В условиях африканской жары и большой запыленности конструкция Panhard EBR проявила себя очень хорошо, разведывательная бронемашина славилась своей неприхотливостью и надежностью.
Производитель модели – французская компания Altaya, один из флагманов, создающих уникальные модели своего собственного дизайна. Данные модели выходили в журнальных сериях во многих странах мира– Франции, Германии, Италии, Великобритании и других странах. Качество исполнения моделей хорошее, окрас и символики соответствуют реальным машинам. Материала корпуса – металл; башня, ходовая и обвес – пластик. Масштаб 1/72 (1:72).