M4 «Шерман» (англ. M4 Sherman) - основной американский средний танк периода Второй мировой войны. Широко использовался в американской армии на всех местах боевых действий, а также в больших количествах поставлялся союзникам (в первую очередь Великобритании и СССР) по программе ленд-лиза. После Второй мировой войны «Шерман» состоял на вооружении армий многих стран мира, а также участвовал во множестве послевоенных конфликтов. В армии США M4 состоял на вооружении вплоть до окончания Корейской войны. Название «Шерман» (в честь американского генерала времён Гражданской войны Уильяма Шермана) танк M4 получил в английской армии, после чего это название закрепилось за танком в американской и других армиях. M4 стал основной американской танковой платформой во время Второй мировой войны, и на его базе было создано большое количество специальных модификаций, САУ, инженерной техники. Всего с февраля 1942 года по июль 1945 года было выпущено 49 234 танка (не считая танков канадского производства). Это наиболее массовый танк американского производства. М4 стояли на вооружении армии Израиля во время войны за независимость и шестидневной войны. Во время индо-пакистанского конфликта 1965 года эти боевые машины использовались как Индией, так и Пакистаном. В рамках ленд-лиза СССР получил более 4 тысяч танков М4 «Шерман». Нашим танкистам машина «зашла». Танк получил прозвище «эмча» (от обозначения М4). Главным достоинством М4 считался комфорт работы для экипажа. Удобство работы экипажей выгодно отличало М4 – в Т-34 очень сложно перемещаться даже когда танк просто стоит, а на ходу, в условиях боя – это что-то просто запредельное. М4 обладал очень большим боевым отделением за счет высоты (на 34 см, на 14% выше Т-34). Также «Шерман» имел весьма высокий уровень изготовления, отличное приборное обеспечение и прекрасную радиостанцию. Отдельно стоит отметить, что орудие американского танка имело стабилизацию, что изрядно повышало точность стрельбы во время движения. В целом машина была конкурентоспособная применительно к условиям Восточного фронта. Но начал свой боевой путь «Шерман» в Северной Африке добивая части Роммеля. Только после испытаний боем в Африке М4 попал на Восточный фронт, затем была высадка союзников в Нормандии и боевые действия по всей Европе. Естественно, пришлось повоевать и на островах в Тихом океане. «Шерман» имел литую башню с небольшой кормовой нишей, толщина ее лобовой брони составляла 76 мм, борта и корма имели броню в 51 мм, а маска орудия имела бронирование в 89 мм. На крыше башни располагался достаточно большой двустворчатый командирский люк, через который, при необходимости, действительно весьма оперативно могли покинуть машину все три члена экипажа, находящихся в боевом отделении. На более поздних сериях машины к нему был добавлен еще один люк для заряжающего. Первые 318 «Шерманов» вступили в бой в Египте в середине 1942 года. Они были не по зубам основной массе немецких танков Роммеля, но эйфория закончилась уже в феврале 1943 года, когда «Шерман» впервые встретился с «Тигром». Сразу стало понятно, что «Шерман» «Тигру» на один клык. А вот в Нормандии «Шерманам» пришлось еще хуже. Немцы активно использовали против «Шерманов» «Пантеры», против которых у М4 было еще меньше шансов. Пересеченная местность Западной Европы не давала «Шерманам» продемонстрировать свои лучшие качества: скорость и маневренность. За девять месяцев боев после высадки только 3-я танковая дивизия США потеряла 1 348 машин. Очень большие потери были от «фаустпатронов». Первые М4 прибыли в Советский Союз в ноябре 1942 года, стратегически очень своевременно. Нам в основном поставляли дизельную модификацию М4А2, т.к. американские двигатели не слишком хорошо переваривали наш отечественный бензин, а поставок американского топлива едва хватало для самолетов. «Шерманы» воевали повсюду, от севера до Кавказа. Но, так как пик поставок пришелся на 1944 год, то основное применение М4 пришлось как раз на сражения второй половины войны. Наиболее массово «Шерманы» использовались во время операции «Багратион». Важным преимуществом М4 была его надежность, но были и минусы: конструкция гусениц не была рассчитана на применение в условиях русской грязищи и последующей за ней зимы - слабое сцепление с грунтом плюс весьма мощный двигатель в результате часто давали пробуксовку, а добавив к этому высокий и узкий силуэт, все в совокупности часто приводило к опрокидыванию машины.
На фото именно та модель, которая продается – новая, в запечатанном блистере с журналом.