Stridsvagn 103 (Strv.103), также известный на Западе как «S-танк» (англ. S-tank – «шведский танк») – шведский основной боевой танк 1960-х годов. Первый в мире серийный танк, в котором использовалась газотурбинная силовая установка. Некоторыми специалистами классифицируется скорее как истребитель танков, что является более корректным с точки зрения классической компоновки танка как машины с вращающейся цельнокрытой башней. Имеет нестандартную безбашенную компоновку с жёстко закреплённым в лобовом листе корпуса орудием, наведение которого в горизонтальной плоскости осуществляется поворотом корпуса танка, а в вертикальной – наклоном корпуса с помощью электрогидравлической системы, связанной с подвеской. Отличался низким силуэтом с акцентом на выживаемость танка и повышенный уровень защиты экипажа. Strv 103 был создан в 1956-1961 годах для замены в шведской армии британских средних танков «Центурион». Серийное производство танка осуществлялось на фирме «Бофорс» с 1966 по 1971 год, всего было выпущено 335 танков этого типа. Strv 103 составляли основу танкового парка Швеции вплоть до 1990-х годов, когда они были заменены современными основными боевыми танками «Леопард-2» (Strv 121) и сняты с вооружения. Зафиксированное положение ствольного вооружения препятствовало его наведению на цели в горизонтальной и вертикальной плоскости, но в то же время значительно упрощало работу систем автоматического заряжания. Танк проектировался плавающим, что было немаловажным в условиях шведской местности (свыше 95000 озёр). Хотя экипаж танка нормативно состоял из трёх человек, танком может управлять и вести огонь из него на ходу один человек. Толщина лобовых бронедеталей, установленных под большими углами, составляет от 50 до 60 мм, что даёт величину приведённой толщины более 280 мм. Дополнительную защиту в области нижней лобовой детали обеспечивает установленное оборудование для самоокапывания (бульдозерный отвал). На верхних лобовых панелях выполнены перпендикулярные рёбра для предотвращения рикошетирования пуль стрелкового оружия и снарядов малокалиберных пушек в сторону приборов наблюдения и управления огнём. Борта прикрыты противокумулятивными экранами, роль которых в зоне ходовой части выполняют съёмные ёмкости для топлива. Для защиты экипажа и повышения выживаемости танка в целом также использованы особенности компоновки машины. Экипаж прикрыт в лобовой проекции элементами силовой установки, расположенной в передней части машины, а при одиночном поражении может быть выведен из строя только один из двух двигателей, разнесённых по бортам корпуса: танк в таком случае сможет уйти из-под огня с использованием оставшегося двигателя, при условии исправности трансмиссии. Основным орудием серийных танков является лицензионная нарезная 105-мм пушка L74. Автомат заряжания и стационарно установленное орудие обеспечивают высочайший темп стрельбы до 15 выстрелов в минуту. Стрельба, как правило, ведётся только с места и коротких остановок. Стрельба в движении не исключается, но не обеспечивает точности попадания на сколь-либо значительном расстоянии. Типовая комплектация боезапаса включала 25 выстрелов бронебойным оперённым подкалиберным трассирующим снарядом (БОПТС), 20 выстрелов с осколочно-фугасным снарядом и пять дымовых выстрелов. Загрузка боеприпасов осуществляется непосредственно в автомат заряжания через специальные люки в задней части танка, полное снаряжение боекомплекта занимает 10-15 минут. В качестве дополнительного вооружения на танке установлены три 7,62-мм пулемёта: два курсовых 7,62-мм пулемёта установлены на левой стороне корпуса и один 7,62-мм зенитный пулемёт – на командирской башенке. Впервые в мире на танке были установлены два разнотипных двигателя, газотурбинный и дизельный. Основной двигатель – многотопливный дизель К-60 мощностью 240 л. с. производства фирмы «Роллс-Ройс», второй дополнительный двухвальный газотурбинный «Боинг», мощностью 330 или 490 л. с. (в модификации «С») производства фирмы «Боинг», также в модификации C был установлен новый ГТД мощностью 490 л. с. «Боинг 553» производства фирмы «Боинг». Трансмиссия позволяет использовать мощность как от двух двигателей одновременно, так и от каждого по отдельности. Для движения используется двухступенчатая коробка передач. Управляемая гидравлическая подвеска позволяет как изменять клиренс, так и управлять креном в продольном направлении. Для наведения по азимуту используется поворот всего корпуса машины. Поворот на 90 градусов, в зависимости от грунта занимает 2-3 секунды. Точность работы подвески позволяет осуществлять наведение орудия для эффективной стрельбы на дальность до 4000 м. Автоматическая система управления после выстрела возвращает подвеску в положение, соответствующее положению до выстрела, что упрощает повторное прицеливание. В силу специфической компоновки механик-водитель является фактически и наводчиком. Рабочее место командира оборудовано, помимо приборов наблюдения/прицеливания, собственными приводами управления, при необходимости он может брать функции механика-водителя на себя, осуществляя, таким образом, самостоятельное наведение оружия и поражение цели. Третий член экипажа – радист, расположенный лицом к корме, также имеет дублирующие органы управления движением и может при необходимости брать управление на себя. Благодаря этому скорость танка при движении задним ходом в сравнимых условиях равна скорости прямолинейного движения вперёд. Strv 103 обладал уникальной гусеничной подвеской и мощным орудием, а низкий силуэт танка и возможность быстрого движения задним ходом отлично подходили для организации засад, схема бронирования обеспечивала высокую защищённость экипажа при обстреле с фронта. Вместе с несомненными достоинствами танк имел и ряд недостатков. В случае повреждения ходовой части танк становился полностью беспомощным. Отсутствие башни также затрудняло наблюдение за полем боя и поиск целей. Сложная двухдвигательная силовая установка была трудоёмка в обслуживании и не отличалась высокой надёжностью. Также к существенным недостатком танка можно отнести его высокую стоимость, обусловленную уникальной конструкцией и общей дороговизной производства в Швеции.
Масштаб 1/72 (1:72). Серия «Коллекция боевых машин» (Kolekcja Wozow Bojowych). Производитель – польский издатель «Амерком» (Amercom). Материала корпуса – металл; башня, ходовая и обвес – пластик.