M3 (англ. Light tank M3) - американский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Широко известен также под названием «Стюарт» (англ. Stuart), данным ему в войсках Великобритании в честь генерала Гражданской войны в США Джеба Стюарта. Танк был разработан в 1938-1941гг и серийно производился компаниями American Car and Foundry и Cadillac Car Division (филиал фирмы General Motors). В период с марта 1941 по июнь 1944 гг. танк производился серийно, неоднократно модернизируясь. Всего в США было собрано 23 685 танков данного типа – это самый многочисленный лёгкий танк в истории мирового танкостроения. Во Второй мировой войне «Стюарт» активно использовался войсками США, а также в значительных количествах поставлялся по программе ленд-лиза в Великобританию, СССР, Китай, войскам «Свободной Франции» и НОАЮ. После войны устаревшие к тому времени, но всё ещё многочисленные «Стюарты» продавались во многие другие страны. В большинстве из них были сняты с вооружения в 1970-е годы, но в Бразилии, Колумбии, Эквадоре и Уругвае они находились в строю до 1990-х годов, а в Парагвае состоят на вооружении до сих пор. Разработки, приведшие к созданию M3, были начаты в 1938 году, когда опыт гражданской войны в Испании показал, что легкобронированная бронетехника стала крайне уязвимой даже для обычного пехотного вооружения - танки M2 с максимальной толщиной брони 15,8 мм были уязвимы для огня крупнокалиберных пулемётов на дистанциях в 700 метров, не говоря уже о специализированных противотанковых средствах. Пулеметное вооружение M2 было также признано совершенно недостаточным, армии нужна была новая машина – ею стал M2A4 с 37-мм пушкой M3A1 и усиленным до 25-мм бронированием клёпаного корпуса и башни. А 5 июля 1940 года под обозначением Light Tank M3 был создан новый танк, имевший толщину лобового бронирования до 38 мм, переработанную подвеску и 7-цилиндровый радиальный авиационный бензиновый двигатель «Континенталь» W-670-9A с рабочим объёмом 10,95 л и мощностью 250 л. с. при 2400 об/мин. Конструктивно легкий танк М3 «Стюарт» повторял своих предшественников, вобрав в себя и целый ряд недостатков, которые были присущи всем американским танкам периода 1930-х годов. К примеру, ширина танка лимитировалась размерами стандартного американского наплавного моста предвоенных лет. А короткий и высокий корпус не позволил разместить в танковой башне артиллерийскую систему калибром большим, чем 37 мм. Узкие гусеницы, которые были заимствованы у более легких танков, обусловили высокое удельное давление и ограниченную проходимость боевой машины по слабым грунтам. Корпуса «Стюартов» оснащались внутренней обивкой, смягчавшей вызванные жёсткой подвеской частые удары экипажа о корпус машины при движении по неровной поверхности. При этом достаточно комфортабельными являлись лишь места механика-водителя танка и его помощника, который по совместительству выполнял также обязанности стрелка из курсового пулемета. Сиденья двух этих членов экипажа имели спинки, которые регулировались по высоте и даже были оснащены ремнями безопасности. Так как у башни легкого танка М3 отсутствовал вращающийся пол, заряжающий и наводчик (он же командир) обходились вообще без сидений. В походе они располагались на снарядных ящиках с боекомплектом, крышки которых специально имели мягкие подушки, а в бою оба обслуживали орудие в стоячем положении. Ещё до начала производства «Стюартов», опыт боевых действий в Европе показал очень опасный недостаток клёпаных корпусов - при попадании в них снаряда, а порой даже и пули крупного калибра, из-за деформации броневых листов заклёпки отскакивали внутрь танка, превращаясь дополнительные поражающие элементы, способные ранить или даже убить членов экипажа танка. Более того, броня могла быть не пробита, но отскочившие заклёпки поражали экипаж столь же надёжно, как и его взрыв внутри танка. Наиболее уязвимой в этом отношении была башня. К основным достоинствам легкого танка М3 относили его очень высокую эксплуатационную надежность, а также прекрасные динамические характеристики. Все «Стюарты» оборудовались радиостанцией. Достаточно мощным на момент создания было и вооружение, которое состояло из 37-мм пушки с длиной ствола 53,5 калибра (начальная скорость бронебойного снаряда 884 м/с) и сразу пяти 7,62-мм пулеметов «Браунинг» М1919А4 (один пулемет был спарен с пушкой, второй являлся курсовым, два пулемета были расположены в бортовых спонсонах, а последний был зенитным). Приказом от 3 июня 1940 года «Стюарт» должен был сменить в производстве M2A4 с марта 1941 года. Во время серийного производства боевой машины в ее конструкцию все время вносились изменения, в основном технологического характера. Так, многогранная клепаная башня на машинах первых партий была заменена аналогичной по форме, но уже сварной башне («Стюарт» Тип 2 (англ. Stuart Type 2) с бензиновым или «Стюарт» Тип 3 (англ. Stuart Type 3) с дизельным двигателем), которую затем сменила так называемая «подковообразная» башня, боковые стенки которой были сформированы одним гнутым броневым листом (запущенна в производство в мае 1942 года под обозначением M3A1; в Великобритании известна как Stuart III, а в литературе - «Стюарт» Тип 10 с бензиновым или Stuart IV, / «Стюарт» Тип 11 (англ. Stuart Type 11) с дизельным двигателем). Танки этой версии получили вращающийся пол башни, известный как башенная «корзина», электропривод башни, стабилизатор орудия в вертикальной плоскости и многие другие усовершенствования. Стабилизатор многократно повышал точность стрельбы из орудия на ходу, однако в реальности этот довольно сложный механизм, требовавший специальной подготовки от экипажа, чаще всего просто отключался. Кроме того, M3A1 получили новый корпус, собиравшийся в основном при помощи сварки, и переработанное боевое отделение без пулемётов в спонсонах корпуса. На танках М3 поздних выпусков корпус начали собирать с частичным использованием сварки («Стюарт» Тип 12 (англ. Stuart Type 12) или «Стюарт» Тип 13 (англ. Stuart Type 13) соответственно). Были и другие модификации - M3A3 (Stuart V), M5 и M5A1. С появлением более современного лёгкого танка M24 «Чаффи», в июне 1944 года последние «Стюарты» перешли в категорию «ограниченно стандартные», но, несмотря на это, активно использовались до самого конца войны. Кроме того, «Стюартами» были вооружены сформированные в 1943-1944 годах в Великобритании польские и чехословацкие части. Ещё 56 танков M3A3 были переданы англичанами Народно-освободительной армии Югославии летом 1944 года. Свое боевое крещение легкий танк М3 «Стюарт» получил в Северной Африке под английским флагом. После больших потерь танкового парка в боях в Европе 1940-1941 годов Великобритания оказалась не в состоянии быстро их восполнить и была вынуждена обратиться к США. Первые «Стюарты» Великобритания получила уже в июле 1941 года. Англичане, которые постоянно мучились со своими очень капризными танками, были в восторге от «Стюарта». Прежде всего отмечалась превосходная надёжность двигательной установки и танка в целом, за которую танк получил от своих экипажей прозвище «Миляга» (англ. «Honey»). За два месяца интенсивных боевых действий в пустыне из 166 «Стюартов» по техническим причинам вышли из строя всего лишь 12 машин. 37-мм пушка M3 также была найдена ни в чём не уступающей, а в бронепробиваемости в некоторых случаях даже превосходящей единственную британскую танковую пушку - 40-мм QF 2 pounder. Основными претензиями к ним были поворачиваемая вручную башня без вращающегося пола, в отличие от британских танков, а также общая теснота боевого отделения, несовершенные смотровые приборы и крайне малый запас хода. В первом же бою было выведено из строя 23 «Стюарта», в то время как потери германской стороны составили всего 2 танка уничтоженными и 6 повреждёнными. Причиной этого было не только использование лёгких танков в неподходящей для них роли, но и серьёзное превосходство германских частей в тактике танкового боя. С весны 1942 года в войска постепенно стали поступать более мощные M3 «Грант», а лёгкие танки стали в основном использоваться по назначению - в качестве быстроходных разведывательных машин. Непригодные, по европейским меркам, для танкового боя, на Тихоокеанском театре военных действий «Стюарты» по своим боевым качествам превосходили японские лёгкие танки «Ха-Го» и даже могли на равных сражаться со средними танками «Чи-Ха», защищёнными в основном лишь противопульной бронёй. Несмотря на это, американские танковые войска понесли тяжёлые потери в боях за Филиппины в декабре 1941 - апреле 1942 года. После капитуляции войск США на Филиппинах 9 апреля 1942 года исправные M3 были захвачены японцами и активно использовались ими вплоть до 1945 года. Интересно, что считавшиеся по американским и британским меркам тесными «Стюарты» японцам после своих крайне ужатых танков казались очень просторными. К лету 1944 года «Стюарты» были в основном заменены танками M4 «Шерман», обеспечивавшими качественное превосходство над японской бронетехникой. Третьей после американской и английской армий по количеству танков «Стюарт» была Красная Армия, которая в рамках программы ленд-лиза получила 1232 легких танка модификаций М3 и М3А1: 972 танка в 1942 году и 255 в 1943 году. В Красной армии «Стюарты» именовались «М3 лёгкий» или просто «М3л». Несмотря на высокие ходовые качества и превосходство по сумме характеристик над всеми советскими лёгкими танками, за исключением мелкосерийных Т-50 и Т-80, M3 не пользовались особым успехом у танкистов. Несмотря на прекрасные динамические характеристики, танк выделялся своими большими габаритами, что усложняло маскировку, слабым бронированием и особенно вооружением, был сложен, по советским меркам, в эксплуатации, а авиационный мотор M3 потреблял большое количество дефицитного высокооктанового бензина, и соответственно, горел как свечка в случае удачной стрельбы противника. А губчатая резина, которой для комфорта танкистов обклеивали внутри боевое отделение, при горении выделяла удушливый дым. Кроме того, первоначально вместе со «Стюартами» поставлялись только бронебойные снаряды к ним, что серьёзно ограничивало возможности танка к борьбе с пехотой или противотанковыми орудиями. Помимо всего перечисленного танк требовал тщательного и регулярного технического обслуживания, что было не в традициях советских зампотехов. С улучшением ситуации с численностью танков к 1943 году «Стюарты» в основном заменялись в войсках более мощными машинами, но отдельные части продолжали использовать их до 1945 года. Тем не менее, танки M3 применялись Красной армией очень активно, практически на всех фронтах. Много «Стюартов» воевало на Северо-Кавказском и Закавказском фронтах (сказывалась близость к иранскому маршруту поставок), танки этого типа участвовали в боях Западного фронта на Ржевско-Сычёвском направлении в 1942 году. В феврале 1943 года М3л участвовали в единственной советской десантной операции, в ходе которой танки высаживались в первой волне десанта в Южную Озерейку под Новороссийском. Из участвовавших в высадке 30 танков большая часть была уничтожена при высадке, но 8 танков смогли сойти на берег и несколько дней вели бои, пока не были подбиты. Воевали эти танки и на Северо-Западном фронте (на февраль 1943 года в двух танковых полках числилось 27 М3л). М3л стали первыми советскими танками, вступившими в бой с немецкими в сражении на Курской дуге - 51 танк уже в ночь с 4 на 5 июля принял на себя удар немецких войск, а 11 июля М3л и М3с приняли участие в Прохоровском сражении. Один «Стюарт» в составе Забайкальского фронта участвовал в 1945 году в боевых действиях против Японии. Из имевшихся на 1 июня 1945 года 145 танков М3л, 32 были во фронтовых частях, 59 в военных округах и 54 на ремзаводах. Невысокие оценки боевых качеств «Стюарта» были во многом обусловлены его неправильным применением. Вторая мировая война продемонстрировала непригодность всех легких танков того периода к бою даже со средними машинами противника. Уже к 1942 году 37-мм пушка танка М3 оказалась почти бессильной против увеличившегося лобового бронирования новых модификаций немецких танков PzKpfw III и PzKpfw IV. Это вынуждало использовать «Стюарты» во время фланговых атак и из засад, так как более слабую бортовую броню «троек» и «четверок» орудие танка М3 еще могло пробить на небольших дистанциях. Бортовую и кормовую броню появившихся позже «Тигров» и «Пантер» легкий танк M3 «Стюарт» мог пробить лишь в упор. Малый калибр орудия ограничивал и возможности боевой машины для поддержки пехоты, осколочные снаряды к 37-мм пушке были бессильны даже против полевых укреплений противника. По этой причине на тихоокеанском театре военных действий американские военные части переделывали «Стюарты» в огнеметные танки. Вызвало нарекание и бронирование, которое изначально задумывалось как исключительно противопульное. Броня танка обеспечивала полноценную защиту экипажа от огня крупнокалиберных пулеметов, на некоторых дистанциях - 20-мм пушек. Только в лобовой проекции существовала вероятность отбить снаряд немецкой 37-мм пушки или тяжелых японских противотанковых ружей. От огня из орудий более крупных калибров она не защищала вообще. По свидетельствам очевидцев, в случае попадания в танк 88-мм снаряда «Тигра», M3 «Стюарт» в буквальном смысле разрывало на куски. Усугубляли положение и сравнительно большие габариты легкого танка, которые делали его удобной мишенью на поле боя и затрудняли маскировку на местности. Гораздо лучше подвижный, маневренный, быстрый и надежный «Стюарт» был приспособлен к роли танка-разведчика. Но высокая скорость также имела свою цену - высокое потребление бензина авиационным мотором. До появления на М3 дополнительных сбрасываемых топливных баков запас хода по шоссе не превышал 113 километров. Незначительно лучше дело обстояло с дизельными двигателями, но данные варианты в американской армии почти не использовались.
На фото именно та модель, которая продается – новая, в запечатанном блистере с журналом.