Т-38 - советский малый плавающий танк (в документах иногда также именуется танкеткой). Эта боевая машина была разработана в 1936 году на основе танка Т-37А и по существу являлась его улучшенной версией. В ходе серийного производства с 1936 по 1939 год было выпущено 1340 Т-38. В Рабоче-крестьянской Красной армии они предназначались для задач связи, разведки и боевого охранения частей на марше, а также непосредственной поддержки пехоты на поле боя. Т-38 массово использовались во время Польского похода РККА 1939 года, советско-финской войны 1939-1940 годов и в боях начального периода Великой Отечественной войны. Единичные уцелевшие танки этого типа воевали на фронте вплоть до 1944 года включительно, а в тыловых учебных частях и подразделениях они применялись вплоть до окончания войны. Бронирование Т-38 - равнопрочное, лёгкое противопульное. Броневой корпус Т-38 имел простую коробчатую форму и собирался при помощи заклёпок и сварки на каркасе из подкладных уголков из катаных листов броневой стали толщиной 4, 6 и 9 мм. Башня Т-38 была без значительных изменений заимствована у Т-37А и собиралась по аналогичной корпусу системе из бронелистов толщиной 4 и 8 мм. Для посадки и высадки командир танка и механик-водитель имели собственные люки, в крыше башни и рубки соответственно. Всё вооружение Т-38 состояло из 7,62-мм пулемёта ДТ образца 1929 года. Боекомплект состоял из 1512 патронов в 24 трёхрядных дисковых магазинах. Установка пулемёта позволяла при необходимости его быстрое снятие для использования вне танка, для чего пулемёт комплектовался сошками. Т-38 оснащался четырёхтактным рядным четырёхцилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения ГАЗ-АА мощностью 40 л. с. при 2200 об/мин. Рабочий объём двигателя составлял 3280 см³, топливом для него служил бензин второго сорта. Запас горючего обеспечивал дальность хода по шоссе до 250 км. Водоходный движитель имел трёхлопастной гребной винт левого вращения с поворачивающимися лопастями, что обеспечивало танку возможность движения задним ходом на плаву. Для обеспечения безопасности движения на воде танк имел откачивающий насос. Однако мореходность танка была низкой, и насос далеко не всегда спасал машину в случае попадания воды - не раз Т-38 тонули при совершении манёвров на плаву или от набежавшей небольшой волны. Средства наблюдения на Т-38 были примитивны и представляли собой простые смотровые щели, закрытые с внутренней стороны сменными защитными стёклами. На походе в спокойной обстановке смотровой люк механика-водителя откидывался для обеспечения прямого обзора окружающей обстановки. Ввиду расположения механика-водителя по правому борту танка, значительная часть углового сектора по левому борту машины была для него ненаблюдаемой. В то время свято верили, что малый, именовавшийся разведывательным, танк со слабым вооружением (один пулемёт калибра 7,62 мм), с противопульным бронированием (зато плавающий!) - совершенно необходимый, важный вид бронетанкового вооружения Красной Армии. Танки Т-37А и Т-38 входили в состав различных подразделений РККА, как танковых, так и стрелковых, кавалерийских и воздушно-десантных. В составе танковых частей РККА плавающие танки появились в 1934 году, но довольно быстро выяснилось, что плавающие танки плохо подходят для совместных действий с Т-26 и БТ по причине меньшей скорости и проходимости. Как следствие, в 1939 году Т-37А и Т-38 были изъяты из штатов танковых бригад. Однако с началом советско-финской войны было решено сформировать отдельные батальоны плавающих танков, специально предназначенных для действий в лесисто-озёрной местности Карелии. В начальный период войны, до замерзания водоёмов, были небезуспешные случаи использования плавающих танков для форсирования водных преград. По итогам боевого применения мнение военных о Т-37А и Т-38 было двояким. С одной стороны, отмечалась слабая проходимость танка, особенно по глубокому снегу, маломощность и слабое вооружение машины, тонкая броня, делавшая танки беззащитными от огня не только артиллерии, но и противотанковых ружей. Одновременно, при отсутствии у противника серьёзных противотанковых средств и на благоприятной местности лёгкие танки действовали достаточно эффективно, «цементируя» боевые порядки пехотных подразделений. Точное количество потерянных по итогам Финской войны Т-38 неизвестно, к 1 марта в безвозвратные потери было списано 94 танка Т-37А и Т-38, но по результатам инвентаризации в войсках не досчитались 193 Т-38. Основными причинами потерь являлись подрывы на минах (танк не держал взрывы даже противопехотных мин), а также огонь противотанковых средств противника. К началу Великой Отечественной войны в РККА имелось 1046 линейных и 83 радийных танков Т-38. В большинстве своём эти танки находились в составе разведывательных батальонов стрелковых дивизий. В тяжёлой обстановке первого года войны плавающие танки применялись, главным образом, для непосредственной поддержки пехоты, для чего они были совершенно не предназначены. Немецкая армия имела большое количество 37-мм противотанковых пушек Pak 35/36 и противотанковых ружей, легко пробивавших тонкую броню лёгких танков, что неизбежно приводило к их большим потерям. К тому же советские танковые атаки позиций противника в то время проходили, как правило, без хорошо организованной артиллерийской и авиационной поддержки, что ещё более увеличивало потери. Столкновения с любыми немецкими танками и бронемашинами, за исключением пулемётных, также заканчивались для советских плавающих танков фатально. Много танков было брошено или подорвано своими экипажами по причине нехватки топлива или технических неисправностей. В итоге уже к концу 1941 года Т-38 на фронте осталось немного. В то же время имелись случаи и вполне успешного использования плавающих танков. На Ленинградском фронте Т-38 эксплуатировались до конца 1943 года, что было связано с позиционным характером боёв и близостью промышленных предприятий Ленинграда, оперативно восстанавливавших вышедшую из строя технику. Боевые возможности плавающих танков командованием не переоценивались, и эти машины использовались, главным образом, для охраны важных объектов, таких как аэродромы. Кроме того, в сентябре 1942 года командованием фронта была предпринята попытка использования танков по прямому назначению. Для захвата плацдарма у Невской Дубровки было решено использовать плавающие танки, сведённые в отдельный батальон, насчитывавший 29 танков Т-37А и Т-38. Ночью 26 сентября рота батальона (10 танков) попыталась форсировать Неву, но в воду вошли только семь машин (три вышли из строя на берегу), из которых до противоположного берега добрались только три танка, остальные затонули под огнём противника. На вражеском берегу танки вступили в бой с противником, но, поскольку пехота задержалась с переправой и не могла помочь танкистам, машины были быстро подбиты, а их экипажи, пытавшиеся вернуться через Неву назад, были расстреляны на воде. В течение последующих дней пехоте удалось самостоятельно захватить плацдарм, и остальные танки батальона (16 исправных машин) переправляли уже на понтонах. Впрочем, их постигла судьба первых трёх машин - на открытом плацдарме танки, использовавшиеся как неподвижные огневые точки, были довольно быстро подбиты, а их экипажи воевали как обычные пехотинцы. Среди модельного ряда советских танков конца 1930-х годов Т-38 являлся одной из наименее боеспособных машин с практически отсутствующим модернизационным потенциалом. Машина имела слабое даже по меркам того времени вооружение и бронирование, неудовлетворительные показатели мореходности, что ставило под сомнение возможность её использования в десантных и амфибийных операциях. Даже в отсутствие надобности в перевозке по воде десанта из-за отсутствия радиостанций большинство Т-38 плохо справлялось с ролью танка-разведчика, учитывая их плохую проходимость вне дорог. На дорогах же Т-38 при сопоставимом бронировании сильно уступал по скорости бронеавтомобилям БА-3/БА-6/БА-10, а 45-мм пушка последних не шла ни в какое сравнение со штатным вооружением Т-38. Такая неприглядная ситуация была следствием отсутствия собственной танкостроительной школы в СССР. Большинство советских танков того периода (Т-26, БТ, Т-37А, Т-27) были лицензионными версиями импортных прототипов, а немногочисленные серийные типы машин собственной разработки (Т-28 и Т-35) испытали сильное влияние зарубежных танков, на которые СССР было отказано в приобретении лицензии. Некоторые из импортных прототипов также были «сырыми» или рассчитаны на высокую культуру производства, отсутствовавшую тогда в СССР. В результате положение вещей вряд ли могло быть иным, а Т-38 стал ярко выраженной иллюстрацией доводки не слишком удачного прототипа «Виккерс-Карден-Ллойд» пока ещё малоопытным конструкторским коллективом завода № 37. С другой стороны, Т-38 (точнее, его опытные варианты) стали своеобразным испытательным стендом для устранения допущенных ошибок, которые позволили Н. А. Астрову и его сотрудникам получить необходимый опыт для начала работ над собственным проектом малого плавающего танка, который в итоге превратился в очень удачный Т-40. Среди серийных образцов зарубежной техники середины 1930-х годов Т-38 практически не имеет аналогов по причине отсутствия в тот период в других странах плавающих танков. За рубежом работы в этом направлении ограничились созданием опытных образцов, среди которых были как удачные, так и не очень, машины. Например, французский экспериментальный танк DP-2 массой в 12 тонн затонул во время испытаний. Очень близок к Т-38 по большинству характеристик польский плавающий танк PZInż.130. Машина успешно прошла испытания в 1937-1939 годах, однако от её заказа польские военные отказались по финансовым соображениям. Весьма интересным образцом был чехословацкий экспериментальный танк F-IV-Н (и его модификация F-IV-M) - машина имела массу в 6,5 т, экипаж составлял 3 человека, вооружение &mdash один пулемёт. Танк разрабатывался с 1937 года, испытывался уже немцами; несмотря на неплохие характеристики (так, скорость на плаву достигала 11,5 км/ч), немецкая армия отказалась от заказа этой машины, сосредоточившись на создании специальных понтонов для лёгких танков и оборудования для вождения танков по дну. Плюсом Т-38 по сравнению с танкетками был лишь круговой сектор обстрела пулемёта в башне. С другой стороны, Т-38 вместе с более ранним Т-37А впервые в истории советских вооружённых сил позволили проверить на опыте идею качественного усиления боевой мощи воздушных и водных десантов. Легко вооружённые вследствие специфики применения десантные войска при захвате и удержании позиций всегда нуждались в мобильных бронированных средствах огневой поддержки, а Т-37А и Т-38, несмотря на все их недостатки, были первыми машинами, которые можно было вполне успешно использовать в этой роли, так как они могли плавать и были аэротранспортабельными для доступного в то время самолёта-перевозчика ТБ-3. Форсирование реки Свирь в 1944 году с использованием специально собранных для этой операции уцелевших плавающих танков (включая Т-38) стало успешной проверкой этой идеи. Боевой опыт показал, что без возможности использования более тяжёлых неплавающих боевых машин, слабозащищённый и легковооружённый танк оказался всё же лучше, чем отсутствие танков вообще. Но ситуация в целом оказалась такой, что неблагоприятный ход войны не позволил советским плавающим танкам продемонстрировать свои сильные стороны, и форсирование Свири в 1944 году осталось единственным примером их успешного применения в своей основной роли.
На фото именно та модель, которая продается – новая, в запечатанном блистере с журналом. Уникальный дизайн модели, не встречается в других изданиях и у других производителей.