Т-26 - советский лёгкий танк. Cамый многочисленный танк Красной и финской Армий к началу Великой Отечественной войны и Армии испанской Республики гражданской войны в Испании, второй по количеству выпущенных после Т-34 советский танк 1930-х - 1940-х годов. К началу 1930-х годов нехватка конструкторского опыта и отсутствие развитой промышленной базы приводили к тому, что сроки разработки советских танков и их заданные характеристики не выдерживались, а созданные проекты были не пригодны для серийного производства. В конце 1929 было принято решение об обращении к зарубежному опыту. Великобритания в те годы считалась мировым лидером в производстве бронетехники. С фирмой «Виккерс-Армстронг» было достигнуто соглашение о покупке 15 танков Vickers Mk. E (также известных как «Виккерс 6-тонный»), созданных 1928-1929 годы по цене 42 тысячи рублей с полным комплектом технической документации и лицензией на производство в СССР. «Виккерс-Армстронг» предлагала несколько вариантов танка, в частности, «Модель A» с двумя одноместными башнями с 7,7-мм пулемётами «Виккерс» и «Модель B» с двухместной башней с 47-мм короткоствольной пушкой и 7,7-мм пулемётом, но советская сторона закупила только двухбашенные машины. В СССР Mk.E получил обозначение В-26. Скорость и маневренность, надёжность и простота трансмиссии и ходовой части, оптические прицелы пулемётов и простая в производстве форма корпуса В-26 получили высокую оценку, но двигатель был неподходящим, не допускал повышения мощности форсированием. Также недостатком был затруднённый доступ к нему и трансмиссии и невозможность проведения текущего ремонта двигателя в бою изнутри танка. Но в целом В-26 являлся без сомнения лучшим из всех известных в то время заграничных танков. В СССР планировали начать проектирование нового танка на основе конструкций советского Т-19 и приобретенного В-26, с мотором, корпусом и вооружением от первого и трансмиссией и ходовой частью последнего, но по данным разведки Польша, которой недавно была проиграна война, также закупила «Виккерс» Mk.E и уже к концу 1931 года планировала с англо-французской помощью произвести более 300 танков этого типа. В этой связи 13 февраля 1931 года В-26 был немедленно принят на вооружение РККА в существующем виде как «основной танк сопровождения общевойсковых частей и соединений, а также танковых и механизированных частей РГК» с присвоением ему индекса Т-26. Для производства Т-26 за отсутствием альтернатив был выбран ленинградский завод «Большевик», до этого занимавшийся выпуском Т-18. Весной 1931 года отдел завода, который состоял лишь из 5 человек, подготовил к производству и изготовил два эталонных экземпляра танка. Конструкция машин в точности повторяла британский оригинал, отличаясь лишь вооружением, состоявшим из 37-мм пушки ПС-1 в правой башне и 7,62-мм пулемёта ДТ-29 в левой. В ходе производства сразу выявился ряд серьёзных проблем, при этом, хотя конструкторское бюро с самого начала работ неоднократно предлагало ввести в конструкцию доработки, направленные на упрощение технологии изготовления, все эти попытки пресекались высшим руководством. Больше всего проблем приносил двигатель танка, который, несмотря на кажущуюся простоту, требовал более высокой культуры производства, чем мог обеспечить советский завод - первое время считалось нормальным, если брак по двигателям составлял до 65 %. Кроме этого, Ижорскому заводу, поставлявшему корпуса танков, поначалу не удавалось из-за высокого процента брака наладить производство 13-мм бронелистов, в результате чего на значительной части корпусов вместо них применялись 10-мм. Но и 10-мм листы на поставляемых корпусах имели многочисленные сквозные трещины и на испытаниях пробивались 7,62-мм бронебойной пулей с дистанции 150-200 м. Лишь в феврале 1932 года Комиссия обороны разрешила заводу вносить в конструкцию танка любые изменения, которые «не снижали бы боевых качеств и способствовали увеличению выпуска». Спешка с освоением производства привела к тому, что на заводе до 1934 года не было точно установленного технологического процесса, а стоимость танков почти вдвое превышала стоимость изготовленных в Великобритании В-26. Работа над однобашенным «танком-истребителем» Т-26 с вооружением из 37-мм пушки «большой мощности» и 7,62-мм пулемётом в спаренной установке началась в 1932 году. Двухместная башня Ижорского завода была сочтена излишне тесной и принята была цилиндрическая уравновешенная башня клёпано-сварной конструкции, с развитой кормовой нишей овальной формы, созданная в конструкторском бюро завода № 174. Также, в начале 1933 года, КБ завода № 174 была разработана спаренная установка 45-мм пушки 20-К и пулемёта ДТ. Весной принято решение о принятии на вооружение однобашенного Т-26 с 45-мм пушкой. Другой проблемой был двигатель Т-26, мощность которого, составлявшая в то время 85-88 л. с., представлялась недостаточной из-за всё возраставшей массы танка, с переходом на однобашенную модификацию увеличившейся ещё на тонну. Ожидалось, что установка нового карбюратора позволит поднять мощность двигателя до 95 л. с., добиться удовлетворительной работы двигателя удалось лишь в мае 1933 года, дефорсировав его до 92 л. с. С 1933 года заводом № 174, а впоследствии Опытным заводом Спецмаштреста велась разработка для Т-26 карбюраторного двигателя воздушного охлаждения МТ-4 мощностью 200 л. с. Серийное производство однобашенного танка началось летом 1933 года с 1601-го серийного Т-26. Хотя М. Тухачевский выступал за продолжение выпуска двухбашенных пулемётных машин, как наиболее подходящих для сопровождения пехоты, и первое время оба варианта танка выпускались параллельно, однобашенный Т-26 к концу года вытеснил своего предшественника в производстве, а планы выпуска двухбашенного варианта на 1934 год были скорректированы в пользу выпуска специализированных вариантов, таких как огнемётные / химические танки. В 1935-1936 годах был окончательно совершён переход к сварным корпусам, а трудоёмкая в изготовлении сварная маска орудия была с 1935 года заменена штампованной. С конца 1935 года на Т-26 начала устанавливаться дополнительная шаровая установка с пулемётом ДТ-29 в кормовом листе башни, а часть пулемётов начали оборудовать оптическими прицелами вместо диоптрических. Помимо этого, с 1935 года, из расчёта на каждый пятый танк Т-26, для ведения боевых действий ночью, начали ставить на маске орудия две фары-прожектора, т.н. «фары боевого света». Во второй половине 1930-х годов быстрое развитие иностранных танков и появление практически во всех армиях мира недорогих массовых противотанковых пушек изменили положение в ухудшающуюся сторону для СССР. В начале 1938 года Т-26 начал быстро устаревать - он всё ещё превосходил иностранные танки по вооружению, но стал уступать им по остальным характеристикам. В первую очередь отмечали слабость брони и недостаточную подвижность танка в связи с малой мощностью двигателя и перегруженностью подвески. Более того, тенденции в развитии мирового танкостроения к началу 1940-х были таковы, что Т-26 окончательно устарел, потеряв последнее преимущество - в вооружении. Но сразу перейти к проектированию принципиально нового танка поддержки пехоты советское руководство не решилось, посчитав, что конструкция Т-26 ещё имеет резервы для серьёзной модернизации. Гражданская война в Испании, в которой приняли активное участие поставленные республиканскому правительству лёгкие танки Т-26 и БТ-5, продемонстрировала всё усиливающуюся роль противотанковой артиллерии и насыщение ею армий развитых стран. При этом основным противотанковым оружием стали не противотанковые ружья и крупнокалиберные пулемёты, а скорострельные малокалиберные пушки калибра 25-47 мм, которые, как показала практика, легко поражали танки с противопульным бронированием, и прорыв обороны насыщенной подобными орудиями мог стоить больших потерь в бронетехнике. Первой боевой операцией Красной Армии, в которой участвовали Т-26, стал советско-японский конфликт у озера Хасан в июле 1938 года. В советской танковой группировке насчитывалось 257 Т-26, в том числе 10 ХТ-26. В ходе боев было потеряно 77 Т-26 из них безвозвратно 1 ХТ-26 и 10 Т-26. В боях у реки Халхин-Гол были безвозвратно потеряны 7 машин, из них ХТ-26 - 5, Т-26 однобашенных – 2. Наиболее интенсивное использование танков этого типа было в ходе Советско-финская войны (1939-1940). В Зимней войне, где Красная Армия безвозвратно потеряла 23 двухбашенных, 265 линейных и 10 радийных однобашенных танков, а так же 118 ХТ-26 и ХТ-130, выявила необходимость в значительном усилении бронирования всех типов танков. Но создать подходящий для установки в моторный отсек Т-26 двигатель необходимой мощности не удалось. Стало очевидно, что Т-26 окончательно устарел, и попытки его модернизации не имеют серьёзных перспектив. Проектные работы были сосредоточены на новом танке Т-50. Производство танка Т-26 должно было быть прекращено с 1 января 1941 года, но производство Т-50 откладывалось. На 22 июня 1941 в РККА насчитывалось около 10 тысяч Т-26. Слабое, противопульное, бронирование (броня Т-26 пробивалась бронебойными винтовочными пулями с дистанции 50-100 м) и низкая подвижность танка были одними из факторов, приведших к низкой эффективности применения этих танков в начальный период Великой Отечественной войны. Тем не менее, бронирование большинства немецких танков и самоходных орудий того времени было, в свою очередь, уязвимым для 37- или 45-мм орудий Т-26. Большинство танков Т-26 было потеряно советской стороной в первые полгода войны. Достаточно значительная часть потерь танковых войск РККА летом 1941 года носила небоевой характер. Обслуживающий технический персонал из-за внезапности начала войны не был призван в подразделения технического обеспечения танковых частей. Так же не были переданы в РККА трактора для эвакуации техники и топливозаправщики. В результате глубоких прорывов вермахта некоторые танки были захвачены даже на железнодорожных платформах &mdash их не успели выгрузить для вступления в бой или эвакуировать в тыл для ремонта.
На фото именно та модель, которая продается – новая, в запечатанном блистере с журналом.