Танк, Тип 61 (Type 61), также распространено обозначение «61» - японский танк 1960-х годов; по советской классификации обозначался как средний, по западной же и собственной японской - как основной боевой танк. Первый танк Тип 61 был разработан в 1954-1961 годах на основе американского M47, как более приспособленная к специфическим требованиям японских вооружённых сил машина; основными отличиями Тип 61 стали значительно уменьшенные размеры, масса и облегчённое бронирование. В ходе серийного производства, продолжавшегося с 1962 по 1972 год, было выпущено 564 танка Тип 61, помимо этого, производился ряд специализированных машин на его базе. На протяжении 1960-х и 1970-х годов Тип 61 составлял основу бронетанковых сил Сухопутных сил самообороны Японии, но с 1980-х годов начал постепенно вытесняться новым основным боевым танком Тип 74. Для Сухопутных сил самообороны в целом была характерна сравнительно малосерийная закупка нового вооружения и длительное использование устаревших образцов, поэтому новый танк Тип 74, начавший поступать в войска в 1976 году, предназначался для дополнения, а не замены Тип 61. Во второй половине 1990-х годов, с массовым поступлением в войска нового танка Тип 90, началась ускоренная замена ими устаревших танков, и последние Тип 61 были сняты с вооружения к 2000 году. После поражения Японии во Второй мировой войне, её вооружённые силы были расформированы американской оккупационной администрацией, а подавляющее большинство стоявшей на их вооружении бронетехники, за исключением переданной другим странам, было пущено на слом; японской администрации были оставлены лишь 405 невооружённых бронетранспортёров для использования в качестве гражданских машин при восстановительных работах. Первоначально США планировали полную демилитаризацию Японии, однако в 1950 году начало Корейской войны и необходимость обеспечить самооборону страны вынудили пересмотреть эти планы. Большая часть оборудования и предприятий военного и двойного назначения, намеченных к вывозу в порядке репараций, были возвращены Японии, а японскому правительству было разрешено создать силы самообороны страны. На первом этапе требовавшаяся для их вооружения бронетехника была поставлена США, значительной частью - бесплатно, в порядке военной помощи. С созданием Сухопутных сил самообороны Японии, их танковый парк составили средние танки M4 и лёгкие M24, выпущенные в США в годы Второй мировой войны. Однако опыт их эксплуатации показал, что эти танки, созданные в расчёте на американские экипажи, были слишком велики и неудобны в обслуживании для отличавшихся в среднем меньшим ростом и физической силой японских солдат. Габариты американских танков также чрезвычайно затрудняли их транспортировку по японским железным дорогам, имевшим меньшую по сравнению с американскими ширину колеи, особенно - через многочисленные тоннели. Дополнительную проблему составляла масса большинства американских машин: ещё в первые послевоенные годы выяснилось, что даже 30-тонные M4 были слишком тяжелы для большинства японских мостов; эксплуатация этих танков в Японии в то время оказалась столь затруднительна, что к началу Корейской войны на вооружении оккупационных сил были оставлены только 18-тонные M24. Хотя в общей сложности Япония получила от США с 1950 по 1961 год около 1000 танков различных типов, они были представлены устаревшими или лёгкими образцами - самым совершенным среди них был M41 - и необходимость принятия на вооружение современного среднего танка не подвергалась сомнению. В начале 1950-х годов Япония получила от США для испытаний несколько новых танков M47, но для принятия на вооружение он был сочтён непригодным. Помимо опять же, слишком больших для японских экипажей размеров, эксплуатация этих 46-тонных танков, несмотря на послевоенное восстановление и совершенствование дорожной сети Японии, оказалась бы крайне затруднительна. Более предпочтительной была сочтена разработка своими силами на основе M47 танка, отвечающего специфическим потребностям Сил самообороны. Несмотря на девятилетний перерыв в разработке и выпуске бронетехники, Японии удалось сохранить значительную часть производства, научно-исследовательской базы и квалифицированных кадров, занятых в этой отрасли. Заказ на создание танка был выдан фирме Mitsubishi Heavy Industries, контроль за разработкой осуществляло Управление опытно-конструкторских технических работ Сил самообороны. Несмотря на то, что за основу был взят американский M47, проект будущего танка получил несколько значительных отличий, унаследованных от японских танков военного периода. Одним из них стало применение дизельного двигателя воздушного охлаждения вместо бензинового, хотя и четырёхтактного, а не двухтактного, как на танках военного периода. Второй особенностью стало размещение ведущих колёс в лобовой части танка при кормовом расположении моторного отделения и проходящей через танк трансмиссии; такое конструктивное решение, распространённое в период Второй мировой войны, для послевоенного периода осталось уникальным. Разработка нового танка была начата в 1954 году, а первый прототип, получивший обозначение ST-A1, был завершён в марте 1957 года, вскоре после чего был изготовлен второй однотипный танк. В целом эти прототипы были схожи с будущими серийными машинами, однако имели автоматическую гидромеханическую трансмиссию с гидрообъёмным механизмом поворота и ходовую часть с семью опорными и четырьмя поддерживающими катками с каждого борта. Позднее были изготовлены ещё два прототипа, получивших обозначение ST-A2, отличавшихся укороченным и более высоким корпусом с шестью опорными катками на борт, и два прототипа типа ST-A3, получивших башню новой конструкции. За этим последовало изготовление десяти танков установочной серии под обозначением ST-A4, отличавшихся также новой командирской башенкой. После успешных испытаний этих машин, в апреле 1961 года танк был принят на вооружение под обозначением Тип 61. Серийное производство танка было начато фирмой Mitsubishi в 1962 году, а к 1966 году был завершён сотый серийный танк. Производство Тип 61 продолжалось до 1972 года, всего за этот период было выпущено 560 танков этого типа. Каких-либо серьёзных изменений в конструкцию танка за время серийного производства не вносилось, но к началу 1970-х годов часть танков была оснащена активным инфракрасным прибором ночного видения для механика-водителя, имеются также данные об оборудовании их шестью дымовыми гранатомётами, аналогичными установленным на танках Тип 74. Известно, что в 1965 или 1966 году американская фирма Hughes Aircraft поставила образец своего первого серийного лазерного дальномера для испытаний и возможного оснащения им Тип 61, но каких-либо данных о серийном оборудовании танка лазерным дальномером нет. Экипаж танка состоит из четырёх человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего. Защищённость Тип 61 по меркам 1960-х годов больше соответствовала уровню лёгких танков. Фактически, на поле боя танк был уязвим на нормальных дистанциях боя практически для всего арсенала распространённых в Восточной Азии противотанковых средств советского производства - противотанковых и танковых орудий калибра 57 мм и более, а также различных противотанковых гранатомётов, ПТРК и безоткатных орудий; при использовании подкалиберных снарядов для танка на дистанции в несколько сот метров становилась опасна даже устаревшая 45-мм пушка М-42. Тонкая бортовая броня на значительных дистанциях могла быть пробита 14,5-мм пулемётом КПВ, а кормовая - и 12,7-мм пулемётами. Даже с учётом особенностей японского театра военных действий, столь низкая защищённость, слабо соответствовавшая столь крупной и дорогой боевой машине, значительно снижала боевую стойкость вооружённых ими подразделений и их способность выполнять задачи общевойскового боя. Основное вооружение танка составляет нарезная полуавтоматическая пушка Тип 61, представляющая собой лицензионный вариант американской M36, производившийся фирмой Japan Steel Works. 90-мм пушка M36, лицензионной копией которой являлось орудие Тип 61, являлась универсальным орудием, способным бороться как с бронетехникой, так и с небронированными целями, однако по меркам ведущих танкостроительных стран это орудие к 1960-м годам уже являлось недостаточным для среднего танка. Положение в значительной степени исправляли разработанные в США к 90-мм пушке оперённые кумулятивные снаряды, поражавшие любой современный им танк с гомогенным бронированием, чему способствовала и достаточно современная для начала 1960-х годов СУО Тип 61, включавшая оптический дальномер, но в боекомплект японского танка включались лишь калиберные бронебойные снаряды, практически неэффективные против лобовой брони советского Т-54/55 и других средних танков 1950-х годов и способные поражать лишь легкобронированную либо устаревшую бронетехнику, или бортовую броню более современных средних танков. Тип 61 оснащался 12-цилиндровым V-образным четырёхтактным дизельным двигателем воздушного охлаждения фирмы Mitsubishi Heavy Industries, модели 12HM-21WT. При рабочем объёме в 29 600 см³, 12HM-21WT развивал максимальную мощность в 600 л.с. при 2100 об/мин и максимальный крутящий момент в 2254 нм при 1500 об/мин. 12HM-21WT работал на стандартном дизельном топливе, удельный расход топлива составлял 210 г/л.с.ч. Тип 61 имел механическую пятиступенчатую коробку передач с синхронизаторами. По сравнению с базовым M47 упрощению подверглась трансмиссия: вместо гидромеханической трансмиссии с гидрообъёмным механизмом поворота, устанавливавшейся на первых прототипах японского танка, серийные машины получили простую механическую трансмиссию с механизмом поворота по типу блокируемого дифференциала. Тип 61 стал последним танком с механизмом поворота такого типа, который в послевоенном периоде из-за ряда недостатков был вытеснен более совершенными системами. Прогрессивной особенностью танка, хотя и ставшей уже стандартом к 1960-м годам, стало его оснащение дизельным двигателем, снижавшим пожароопасность и, в целом, обладавшим лучшей экономичностью. Однако по сравнению со своими аналогами двигатель 12HM-21WT имел значительно худшие показатели экономичности, литровой мощности и удельной массы. Несмотря на то, что удельная мощность Тип 61 в целом находилась на уровне зарубежных средних танков или незначительно уступала им, его паспортная максимальная скорость в 45 км/ч по меркам 1960-х годов была сравнительно невысокой. Неожиданно высоким для сравнительно лёгкой машины было и удельное давление на грунт, более соответствовавшее уровню тяжёлых машин массой в 50 тонн и более. Запас хода в 200 км также являлся низким по меркам 1960-х годов, тем более для машины с дизельным двигателем. Последнее в некоторой степени может быть отнесено на счёт ограниченных задач и радиуса действий, поставленных перед Силами самообороны, но даже швейцарский Pz. 61, предназначенный для действий на ещё более ограниченном театре военных действий, имел в полтора раза больший запас хода. Тем не менее, несмотря на то, что Тип 61 не соответствовал современным требованиям, что проявилось в частности в том, что немедленно после принятия его на вооружение была начата разработка более совершенного танка - будущего Тип 74 - первый послевоенный японский танк явился важным шагом как в восстановлении и развитии японской танкостроительной индустрии, так и в повышении боеспособности японских войск.
Фото 1-4 именно той модели, которая продаётся – абсолютно новая, в пластиковом боксе, в блистере (не открывался)