ЗИЛ-131 – советский и российский среднетоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости, производившийся на Московском автомобильном заводе имени Лихачёва. Полная масса с лебёдкой 10425 кг, грузоподъёмность по грунту 3500 кг, допустимая масса прицепа по дорогам с твёрдым покрытием 6500 кг, а по грунту 4000 кг. Кузов – деревянная платформа с откидным задним бортом, в решётках боковых бортов предусмотрены откидные скамейки на 16 посадочных мест, имеется дополнительная средняя съёмная скамейка на 8 мест, кузов накрывается тентом на устанавливаемые дуги. Первые машины ЗИЛ-131 появились в конце 1956 года и первое время оснащались 6-цилиндровыми моторами ЗИЛ-157, которые впоследствии заменили на V -образный 8-цилиндровый двигатель мощностью 150 л. с., унифицированный с двигателем автомобиля ЗИЛ-130. Максимальная скорость 80 км/час; расход топлива 40 л/100 км по дорогам и от 50 до 100 литров/100 км по пересеченной местности; запас хода 630 км. Предполагалось разрабатывать машину в двух вариантах – ЗИЛ-131 для артиллерии и ЗИЛ-131А для транспортных нужд преимущественно мотострелковых войск. В армии в то время был ЗИЛ-157 «Колун», который по большинству параметров устраивал военных. То есть 131-я машина не должна была собой заменять никакую технику, а первоначально являлась самостоятельной нишевой разработкой. Возможно, поэтому особой срочности с принятием на вооружение машины не было. Но в итоге ЗИЛ-131 из артиллерийского тягача превратился в многоцелевой грузовик и постепенно заменил ЗИЛ-157, который собирали ещё до 1991 года, но в большей степени не для армии. В сравнении с «Колуном» ЗИЛ-131 был экономичнее, брал больше груза, но несколько уступал в проходимости. На ЗИЛ-131 был установлен гидроусилитель рулевого управления и электропневматический привод включения переднего моста. Трансмиссия отличалась относительной легкостью и простотой, имела средний проходной мост, что выгодно отличало её от аналогичной конструкции ЗИЛ-157, в которой было аж пять карданов. Кроме этого, кабина 131-го ЗИЛа была просторнее, а давление в колесах регулировалось системой с внутренним подводом воздуха. В 1960-м году предлагался автомобиль с более высокой проходимостью, ЗИЛ-132, но в серию он не пошёл. Автомобиль ЗИЛ-131 выпускался с 1966 года, а в 1986 году появился модернизированный вариант – ЗИЛ-131Н. Производство ЗИЛ-131Н в Москве было прекращено в 1994 году в связи с началом выпуска ЗИЛ-4334, но на Уральском автомоторном заводе производство ЗИЛ-131Н продолжалось до 2002 года. Затем его сменил ЗИЛ-433420, а также полный аналог ЗИЛ-131Н под маркой АМУР-531320, в том числе и с дизельным двигателем. Часть выпущенных ЗИЛ-131 была поставлена в вооружённые силы СССР и армии союзных и дружественных СССР государств. Повышение мировых цен на нефть и нефтепродукты увеличило заинтересованность эксплуатантов в модернизации автопарка ЗИЛ-131 (с установкой на них дизельных двигателей). В 2001 году Уральский автомоторный завод сообщил о намерении освоить серийное производство дизельных двигателей для ремоторизации ранее выпущенных ЗИЛ-131 и начал выпуск предназначенных для этой цели дизельных двигателей ЗИЛ-0550.
8 марта 1992 года по решению Верховного совета России 900 российских миротворцев были направлены в состав сил ООН в бывшей Югославии. В 1996 году контингент достиг максимальной численности в 1600 человек (из них – 1340 в Боснии и Герцеговине). Дополнительно, 25 июня 1999 в Косово было направлено 3600 миротворцев. К тому времени там уже находилось 400 российских военных из числа контингента в Боснии и Герцеговине, которые совершили марш-бросок в Приштину и вошли туда 12 июня 1999 года. Миссия продлилась до 24 июля 2003 года. За время операций в Хорватии и Боснии погибли 22 и в Косово 12 российских миротворцев.
Масштаб 1/72 (1:72). Серия «Коллекция боевых машин» (Kolekcja Wozow Bojowych). Производитель – польский издатель «Амерком» (Amercom). Материала корпуса – металл; башня, ходовая и обвес – пластик.