Ахиллес (англ. Achilles) - английская модификация американской противотанковой самоходно-артиллерийской установки 3in Gun Motor Carriage M10 периода Второй мировой войны. Вооружение исходного варианта этой САУ, адаптированной под британские стандарты под названием M10 Wolverine, было признано британскими военными специалистами недостаточно мощным для борьбы с новыми немецкими тяжёлыми танками, поэтому орудие было заменено на более мощную британскую 17-фунтовую противотанковую пушку QF 17 pounder. Начало разработки 17-фунтовой (76-мм) противотанковой пушки очень быстро перешло к поиску идей по её моторизации - таскать по полю трёхтонную систему было не самым лёгким занятием. Поэтому первые идеи о создании самоходного лафета были озвучены уже 22 августа 1941 года, через три месяца после начала разработки орудия. Одной из идей была установка орудия в американский тяжёлый танк T1 (будущий M6), другой - в танк английского производства с вращающейся башней, третье - на танк зарубежной конструкции с ограниченным сектором обстрела, но тогда дальше разговоров дело не пошло. Осознание того, что артиллеристам необходима подвижная платформа для 17-фунтовой пушки, появилось летом 1942 года. К тому времени программа разработки танка с таким орудием прошла первый этап эволюции. Поначалу проектирование шло в русле создания довольно тяжёлого танка A29, отличавшегося высоким уровнем защиты. Далее появилось понимание того, что танк-истребитель должен обладать довольно высокой подвижностью. Так на свет появился проект A30, позже превратившийся в танк-истребитель Challenger I, который отчасти устраивал артиллеристов, но эта машина считалась танком, а английским артиллеристам был нужен истребитель танков, то есть САУ, а не танк, иначе бы он организационно относился к Королевскому танковому корпусу. Фактически артиллеристы хотели получить тот же A30, но с более тонкой бронёй и боевой массой около 26 т. Альтернативой выступала боевая машина на базе Cromwell с ограниченным сектором обстрела. Королевская артиллерия решила разрабатывать именно этот альтернативный вариант боевой машины по концепции A30. Она получила обозначение SP2. Впервые эскизный проект САУ, получившей индекс A30 SP, был представлен 27 июля 1943 года. Одним из важнейших узлов была башня, которая должна была существенно отличаться от Challenger. Первый вариант разработали на Stothert & Pitt, второй предложила Rolls-Royce. Предпочтение отдали конструкции Rolls-Royce, при условии, что будет изменена конструкция орудийной установки. Согласно спецификации, боевая масса не превышала 30 т, а максимальная скорость составляла 52 км/ч. Шасси по проекту осталось тем же, что и у Challenger, ликвидировалась установка спаренного пулемёта, башню делали существенно ниже. Предполагалось, что общая высота SP2 составит 2134 мм, тем самым машина лишалась одного из главных недостатков Challenger - слишком высокого силуэта. Экипаж сокращался до четырёх человек, из них трое находились в башне. Помимо снижения высоты, уменьшалась толщина брони башни: в лобовой части она составляла 50 мм, а с бортов и кормы - 40 мм. Для уравновешивания кормовая часть башни получала массивный противовес. Ещё одним существенным отличием стала крыша башни. От полноценной крыши конструкторы Rolls-Royce отказались, сделав, подобно американским САУ, открытое сверху боевое отделение. Таким образом, английские инженеры повторили концепцию американских коллег, создав башенную САУ. Пока шла разработка SP2, в Военном министерстве и командовании Королевской артиллерии не утихали яростные споры о том, какие именно самоходки следует заказывать. Помимо типов боевых машин, обсуждались объёмы поставок. С одной стороны, английским военным явно нравилась концепция SP2, более быстрой, чем другие САУ. С другой стороны, желания военных натыкались на возможности английской промышленности: как бы им ни хотелось, но не то, что SP2, а даже «крейсерские» Challenger не слишком торопились в серию. В то же время, 24 мая 1943 года командованию Королевской артиллерии был представлен первый образец другого проекта по концепции машины с орудием, смотрящим назад, с ограниченным сектором обстрела -Valentine 17-pounder SP. Шасси Valentine военным не очень нравилось, поскольку машина была далека от подвижности Cromwell. Но планы у артиллеристов на САУ были обширные (за 1943 год планировалось получить 1350 истребителей танков, за 1944 год - ещё 450 штук, а за первую половину 1945 года - 200 штук), а выбирать оказалось особо не из чего. Командующий Королевской артиллерией генерал-майор Элдридж прекрасно понимал, чем грозит затягивание программы самоходной артиллерии, поэтому машина, названная Archer I, была принята на вооружение под индексом SP1 и начала выпускался в больших объёмах. Настоящей же палочкой-выручалочкой стал Achilles IIC. Шасси были уже готовы, требовалась только переделка. Итогом стало то, что летом 1944 года именно база GMC M10 стала стандартным «лафетом» для 17-фунтового орудия. В срочном порядке запустили программу перевооружения этих машин на английские орудия. Согласно первоначальному плану, из США поставлялось 700 истребителей танков GMC M10. Позже заказ неоднократно расширяли, в общей сложности англичане получили 1648 машин данного типа. У английских артиллеристов просто не было других вариантов, т.к. крейсерский танк-истребитель Challenger I, первый опытный образец которого был готов ещё летом 1942 года, пошёл в серию лишь с марта 1944 года (до конца войны выпустили менее 200 машин этого типа), а истребитель на базе крейсерского танка, официально обозначавшийся как S.P. 17-Pr. A30, или Avenger I, на войну не успел вовсе. Первый образец Avenger I сдали в феврале 1945 года. Разработанная компанией Rolls-Royce самоходная установка получилась вполне удачной машиной: более подвижной, чем GMC M10, и обладающей более низким силуэтом. Это было именно то, чего хотели британские артиллеристы. Проблема состояла в том, что с данной машиной опоздали года на полтора, если не на два - к моменту запуска Avenger I в серию война уже подходила к концу. Более того, ниша самоходной противотанковой артиллерии оказалась заполнена Archer I и Achilles IIC, не считая танков-истребителей Sherman VC. По этой причине с запуском в серию уже особо не торопились.
Фото именно той модели, которая продаётся – в идеальном состоянии. Модель отличного качества, идентична вышедшейпольской журнальной серии Amercom«Wozow Bojowych» #7 (Артикул: WB007).