AMX-30 AuF.1 - французская 155-мм самоходная артиллерийская установка. Разработана и производилась компанией Nexter в 1970-90-х годах. В 1966 году в войска начал поступать новый основной боевой танк AMX-30B, слегка модифицированное шасси которого и было выбрано в качестве базы для создания новой самоходной установки. Производство велось на предприятиях государственного арсенала ARE (Atelier de construction de Roanne) в городе Роан (Roanne). Здесь же решили развернуть и сборку новой самоходки, над проектом которой, с 1969 года, активно работала фирма EFAB (Etablissement d'etudes et de fabrications d'armement de Bourges). В рамках имевшей место в 1971 году капитальной реорганизации французского военно-промышленного комплекса предприятия, производящие вооружение для сухопутных войск объединили в Группу предприятий по производству наземных вооружений (GIAT Industries, Groupement industriel des armements terrestres) как подразделение Технического управления по наземным вооружениям (DTAT, Direction technique des armements terrestres). Поэтому в большинстве справочников в качестве производителя самоходной гаубицы АМХ-30 AuFI указывается именно «GIAT Industries». В течение многих лет это государственное предприятие занималось производством вооружений для французских вооруженных сил, а также на экспорт. В 2006 году фирму преобразовали в государственную компанию «Nexter», которая, несмотря на неурядицы, в настоящее время продолжает оставаться одним из крупнейших производителей вооружений в Европе. Начало опытно-конструкторских работ над новой самоходной установкой датируется 1969 годом. В период разработки изделию присвоили наименование GIAT 155 GCT, где GIAT - название фирмы, 155 - калибр орудия в мм, а аббревиатура GCT обозначала высокую скорострельность (Grande Cadence de Tir). Прототип собрали к маю 1972 года, а первая публичная демонстрация состоялась в июне 1973 года на выставке в Сатори (Satory). В 1974-1975 гг изготовили восемь предсерийных образцов, которые успешно прошли войсковые испытания. Первую серийную партию самоходок французское командование планировало закупить в 1976 году, но этому помешало ограничение финансирования. В результате эти машины в 1978 году попали в Саудовскую Аравию, которая в 1977 году подписала контракт на закупку 63 единиц. Из них 54 предназначались для боевых подразделений и 9 - для учебных. А вот на вооружение артиллерийских полков Сухопутных войск Франции новая артсистема начала поступать только с 1983 года и тогда же она сменила название на Canon de 155mm Automoteur modele F1 (155-MM самоходная пушка модели F1) или, сокращенно, AuF1. Всего же фирма GIAT изготовила 440 установок этого типа. Из них 273 - для собственной армии (179 в базовом варианте и, начиная с 1988 года, 74 модернизированных установки AuF1 Т), 63 - для Саудовской Аравии, 86 - для Ирака и 18 - для Кувейта. В 1992 году производство было завершено. Однако в 1996 году приняли решение переделать в САУ 20 списанных танков AMX-30B2. Машины получили новый восьмицилиндровый двигатель Renault Mack Е9 мощностью 750 л. е., разработанный в США и выпускаемый фирмой «Renault» по лицензии. Внешне они отличались от остальных установок отсутствием на корпусе люка для доступа к вспомогательному силовому агрегату. Самоходная гаубица AMX-30 AuF1 предназначена для огневой поддержки танковых и механизированных подразделений. Артсистема способна вести огонь как прямой наводкой, так и с закрытых позиции, уничтожая огневые точки, боевую технику и полевые укрепления на дальностях до 15-20 км. Максимальная толщина лобовой брони достигает 79 мм. Боковые стороны и корма защищены гораздо скромнее (20-57 мм). Боевая масса - 42 тонны. Внутренняя планировка корпуса почти целиком позаимствована у AMX-30B2. В отличие от танка-прототипа, в носовой части корпуса справа от механика-водителя вместо боеукладки расположили вспомогательный силовой агрегат, для доступа к которому в верхнем броневом листе прорезали фигурный люк, закрытый двумя створками-жалюзи. На машинах базовой версии они были плоскими и, для предохранения от загрязнения или попадания воды при форсировании водных преград, закрывались поверх специальным экраном. Именно такие установки, в частности, были поставлены в Саудовскую Аравию и Ирак. Модернизированный вариант отличался наличием сильно выступающего поверх крышки люка дефлектора, а чтобы отводимые через него горизонтально вбок горячие газы не прожигали ящик ЗИП по правому борту конструкторы предусмотрели специальный экран. Силовая установка представлена многотопливным четырехтактным двенадцатицилиндровым двигателем жидкостного охлаждения с оппозитным горизонтальным расположением цилиндров Hispano-Suiza HS-110 мощностью 720 л. с. при 2 600 об/мин или 680 л. с. при 2400 об/мин. Механическая трансмиссия 5SD-200D включает автоматическое центробежное сцепление с электроприводом, механизм поворота, тормоз с гидроприводом, планетарные бортовые передачи и механическую коробку передач, обеспечивающую пять передач переднего и пять заднего хода. В качестве топлива могут быть использованы соляр, керосин или бензин. емкость топливных баков составляет 970 л. Этого запаса, при использовании соляра, хватает на 500 км пробега, а такого же объема бензина - на 420 км. Максимальная скорость движения по шоссе - 60 км/ч. Расчет самоходной гаубицы состоит из четырех человек: командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего. Основное вооружение - 155-мм гаубица со стволом длиной 39 калибров с двухкамерным дульным тормозом, установленная во вращающейся башне. Объем каморы - 19,51л. Стандартный нехромированный ствол рассчитан на производство 4000 выстрелов. Конструкторы предусмотрели большое полностью герметичное боевое отделение с откидным спальным койко-местом для поочередного отдыха членов экипажа и противорадиационным подбоем. Также дополнительной защитой от действия поражающих факторов оружия массового уничтожения являются фильтровентиляционные устройства и поддержание избыточного давления внутри корпуса и башни. Система управления огнем состоит из стабилизированного в вертикальной плоскости электронно-оптического угломера, пульта управления с вычислителем, рукояток управления наведением пушки, гидравлических приводов наведения, оптического прицела для стрельбы прямой наводкой и блока питания. Предусмотрена связь пульта управления с командным пунктом батареи с возможностью автоматического ввода азимута и угла вертикального наведения в режиме реального времени. Точность наводки оценивается в 0,5 деления для электронно-оптического угломера и 1 деление для оптического угломера. Углы вертикальной наводки находятся в пределах от -5° до +66°. Гидравлические приводы обеспечивают скорость наведения 5° в секунду. На случай их выхода из строя, предусмотрена и возможность ручной наводки. Автомат заряжания состоит из магазина на 42 выстрела (36 фугасных и 6 дымовых), размещенных в задней части башни в специальной двухсекционной боеукладке (в левой части размещены 180 модулей метательных зарядов, уложенных по 6 модулей в ячейку в правой - 42 снаряда), кронштейна, транспортера, наклонной плиты, вспомогательного поддона и толкателя. Метательные заряды помещены в полностью сгорающие жесткие картузы. Собственно механизм состоит из двух параллельных систем: для заряжания снаряда и порохового заряда, приводящихся в действие с помощью гидравлического устройства. Зарядные модули подходят и для стрельбы из других 155-мм гаубиц, как буксируемых, так и самоходных (в частности, PzH-2000 и AS-90). Подача первого выстрела осуществляется за 15 секунд, последующих -каждые 8 секунд. Первые четыре выстрела производятся за 25 секунд, а шесть - за 40-45 секунд (зависит от дальности стрельбы). Скорострельность при продолжительной стрельбе - 72 выстрела в час. В случае выхода из строя автоматики возможен переход к ручному заряжанию. Тогда скорострельность составит 2-3 выстрела в минуту. Загрузка боеприпасов осуществляется через большие двери, расположенные в корме башни. Для полной загрузки магазина двум членам экипажа требуется около 20 минут. Первоначально основным типом боеприпасов являлась производимая фирмой «GIAT Industries» осколочно-фугасная граната ОЕ 155 56/69 массой 43,75 кг и максимальной дальностью стрельбы 23500 м. Допускалось и использование американских 155-мм снарядов М107 массой 43,88 кг В этом случае максимальная дальность стрельбы снижалась до 18000 м. Также применялись активно-реактивные снаряды типа НЗ с начальной скоростью 830 м/с и дальностью стрельбы 29000 м. Кроме того, в боекомплект входили специализированные боеприпасы OF UM 155 F1A, снаряженные белым фосфором и осветительные гранаты OECL 155 F1. В 90-е годы XX века фирма «GIAT industries» освоила выпуск новых боеприпасов, снаряженных смесью гексогена и тринитротолуола (в равной пропорции), которые, в настоящее время, стали основными для AMX-30 AuF1. Дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом с донной выемкой ОЕ F1 массой 43,25 кг находится в диапазоне от 3 230 м до 23 500 м, осколочно-фугасным снарядом с донным газогенератором ОЕ F2/LU111 массой 42,6 кг - от 4200 до 30000 м. Максимальная дальность достигается при выстреле седьмым зарядом, который обеспечивает снаряду начальную скорость 810 м/с. При стрельбе осколочно-фугасным снарядом ОЕ F2/LU111 сила отката составляет 360 КН, а максимально допустимая длина отката - 1150 мм. В 2000 году в боекомплект были введены кассетные боеприпасы OGRE F1, содержащие по 63 поражающих элемента массой 224 г Однако в 2008 году Франция присоединилась к «Договору о кассетных боеприпасах», и уже в сентябре следующего года из боекомплекта самоходных гаубиц изъяли последние снаряды этого типа. В качестве вспомогательного вооружения на крыше башни устанавливается 7,62-мм или 12,7-мм пулемет с круговым обстрелом и возможностью вертикальной наводки в секторе от -20° до +45° для первого и +50° для второго. Боекомплект 7,62-мм пулемета составляет 2 050 патронов, крупнокалиберного - 800 патронов. Дымовые гранатометы располагаются на передней стороне башни. В 1988 году фирма «GIAT Industries» приступила к производству улучшенного варианта самоходной гаубицы, который получил наименование AuF1 Т. Модернизация включала замену вспомогательного бензинового двигателя на газотурбинный мощностью 10,5 КВт, повышение надежности системы автоматической загрузки боеприпасов и установку оснащенной механическими гироскопами платформы CITA 20 фирмы SAGEM для автономной навигации. Дальнейшее направление усовершенствования определялось принятым для стран НАТО в 1999 году «Совместным меморандумом по баллистике», который, по сути дела, являлся программой по поддержанию национальных артсистем на уровне мировых стандартов и предусматривал частичную модернизацию самоходных гаубиц, необходимых для вооружения пяти артиллерийских полков (три на AuF1 и два на AuF1 Т), учебного подразделения и боевого резерва. Не подлежащие модернизации установки предполагалось оставить на хранении, причем не исключалась возможность их продажи другим странам. Таким образом, до нового стандарта, получившего наименование AuF2, предполагалось довести 104 AuF1 и 70 AuF1 Т. Однако, в 2000 году французское военное руководство заключило контракт на поставку вооруженным силам пяти новых 155-мм самоходных пушек-гаубиц CAESAR, смонтированных на шасси автомобиля UNIMOG и 2450 фирмы «Mersedes-Benz». В 2002 году они поступили на вооружение, а годом позже было принято окончательное решение о продолжении закупок новой артсистемы и прекращении работ по модернизации АМХ-30 AuF1. В 1995 году в Индии провели испытания башни AuF1, установленной на шасси состоящего на вооружении индийской армии советского танка Т-72, а также «Арджун» собственного производства. Однако, в результате, заказов так и не последовало. Тем не менее, до настоящего времени, фирма «GIAT Industries» не теряет надежды на коммерческое воплощение проекта, так как в мире есть много стран, которые хотели бы модернизировать свой парк танков Т-72, ограничившись, по возможности, максимально скромными затратами. Такие проекты разработаны для орудий, как с 39-калиберным, так и 52-калиберным стволами. Также существовал проект установки башни со 155-мм орудием на шасси французского основного танка "Leclerc".
Характеристики:
Боевая масса, т: 46,0;
Экипаж, чел.: 4;
Количество выпущенных, шт.: ~400;
Длина с пушкой вперед, мм: 10300;
Ширина корпуса, мм: 3200;
Высота, мм: 3300;
Калибр пушки: 155-мм;
Длина ствола, калибров: 39;
Боекомплект пушки: 42;
Углы ВН, град.: -4...+66°;
Дальность стрельбы, км: ОФС: 23,5; АР ОФС: 30,0;
Пулеметы: 1 х 12,7-мм;
Тип двигателя: дизельный;
Мощность двигателя, л. с.: 720;
Скорость по шоссе, км/ч: 60;
Запас хода по шоссе, км: 450;
Преодолеваемая стенка, м: 0,9;
Преодолеваемый ров, м: 2,9;
Преодолеваемый брод, м: 1,3.
Фото именно той модели, которая продается – в отличном состоянии.