«Скорпион» (англ. Scorpion) – британский лёгкий разведывательный танк 1970-х годов, часто также обозначается как «боевая разведывательная машина» (БРМ) (англ. Combat Vehicle Reconnaissance (CVR). По внутренней сквозной системе обозначений британской бронетехники имеет индекс FV101. Создан в 1964-1967 годах на роль разведывательной и аэротранспортабельной машины, в рамках разработки семейства боевых машин различного назначения CVR(T) (англ. Tracked – гусеничная) на едином шасси. Относился к числу наиболее быстроходных гусеничных боевых машин своего времени. Состоит на вооружении Британской армии, использовался ей в Фолклендской войне, войнах в Персидском заливе и Афганистане, а также в ряде миротворческих операций. Поставлялся на экспорт в ряд других стран, по состоянию на 2008 год всё ещё остаётся на вооружении восемнадцати армий. В начале 1960-х годов, с развитием транспортной авиации, британская армия перешла к новой доктрине, созданию частей быстрого реагирования, которые можно было бы перебросить в «горячую точку» самолетами, и они там могли бы продержаться до прибытия тяжелых вооружений морем. Но разведывательные подразделения британской армии имели на вооружении только бронеавтомобили «Феррет» и «Саладин» и появилась потребность в бронетехнике, способной как осуществлять огневую поддержку, так и в случае необходимости бороться с бронетехникой противника, но в то же время достаточно лёгкой для перевозки военными транспортными самолётами. Разработка такой машины, получившей условное обозначение AVR (англ. Armoured Vehicle Reconnaissance – разведывательная бронемашина). В Генеральном штабе было решено, что одна машина не может выполнять все требуемые роли, сохраняя при этом приемлемую массу, в результате чего к 1964 году Центру Изучения и Разработки Боевых Машин (англ. FVRDE) было выдано задание на разработку на едином шасси целого семейства машин. В 1965 году FVRDE была создана опытная бронемашина TV15000 с корпусом и гусеницами из алюминиевого сплава, что в сочетании с высокой удельной мощностью позволило ей достичь скорости в 77 км/ч. Генеральный штаб поручил FVRDE разработку семейства разведывательных машин – лёгкого танка, бронетранспортёра, санитарной и штабной машин, а также БРЭМ. Среди требований были вес не более 7928 килограмм, ширину не более 2134 мм (что позволяло бы перевозку двух машин в транспортном самолёте C-130), минимальная шумность машины, удельное давление на грунт, не превышающее 0,35 кг/см2, а также способность к плаванию при помощи подъёмного экрана. Вариант лёгкого танка получил имя собственное, как и у «Саладина», которого он должен был сменить, начинавшееся на букву «С» – «Скорпион» (англ. Scorpion). Он должен был быть вооружён 76-мм пушкой во вращающейся башне, ПТУР с ракетами «Свингфайр». В 1967 году в конкурсе на производство победила фирма Alvis Cars, ранее осуществлявшая производство «Саладина» и ряда других образцов бронетехники. Первый прототип был закончен 23 января 1969 года, и, после проведённых испытаний в пустыне Абу-Даби и в условиях канадской зимы, при температурах от −25 до +52 °C, «Скорпион» был официально принят на вооружение британской армии в мае 1970 года. Параллельно был принят на вооружение и вариант «Скорпиона» – «Симитэр» (англ. Scimitar – «Шамшир»), FV107, отличавшийся от него в основном лишь установкой автоматической длинноствольной 30-мм пушки L21A1 «Рарден» вместо 76-мм пушки L23A1 танка «Скорпион» с низкой баллистикой. Производство «Скорпионов» и других машин семейства CVR(T) для нужд британской армии завершилось в 1986 году, всего Alvis было выпущено 313 «Скорпионов», 334 «Скимитара» и 1216 других машин семейства. Производство CVR(T) в Бельгии, а также на экспорт в Великобритании продолжалось вплоть до 1996 года. С учётом экспортных поставок, всего было выпущено более 3500 машин семейства CVR(T), более 1800 из которых составили эти два танка. Бронирование «Скорпиона» обеспечивает в лобовой проекции защиту от огня 14,5-мм пулемёта, и круговую защиту от огня оружия меньших калибров, а также от осколков 105-мм снарядов на дистанции более 30 метров. Экипаж «Скорпиона» состоит из трёх человек – механика-водителя, наводчика и командира танка, выполняющего также функции заряжающего. Боекомплект пушки составляет 40 унитарных выстрелов, стандартный ассортимент снарядов для неё включает осколочно-фугасные, фугасные с деформируемой головной частью, дымовые, осветительные снаряды и картечь. Поставка первых «Скорпионов» в британскую армию началась в январе 1972 года. Вскоре после начала эксплуатации выявился ряд недостатков новых танков. Часть из них была неустранима, поскольку вызвана принципиальными конструктивными особенностями машины, например, сильное сотрясение лёгкого «Скорпиона» при стрельбе из пушки. Многие другие же, в первую очередь с трансмиссией, были вызваны спешкой со вводом танка в производство. Большинство последних удалось в дальнейшем устранить, в общей сложности, за время эксплуатации «Скорпиона» в британских войсках, в его конструкцию было внесено около 600 различных изменений. Ещё одной проблемой, проявившейся со временем, стала усталостная коррозия, вызванная применением алюминиевого сплава, приводящая к появлению трещин в корпусе и башне танка. Эту проблему устранили только к 1978 году путём введения улучшенной технологии производства и более строгого контроля качества. Впервые в реальном бою «Скорпионам» довелось принять участие в 1982 году, в ходе Фолклендской войны (1982 г) - там «Скорпионы» продемонстрировали свою высокую мобильность и отличную проходимость, действуя на пересечённой, часто заболоченной местности, практически непроходимой для другой техники. Вторым крупным конфликтом с участием «Скорпионов» стала в 1991 году война в Персидском заливе. Там «Скорпионы» и «Симитэры» использовались для различных задач охранения, т.к. на ровном пустынном ландшафте они не могли вести разведки и на пересечённой местности отставали даже от основных боевых танков «Челленджер». 76-мм пушка «Скорпиона» была сочтена устаревшей и танк был также снят с вооружения в 1994 году в пользу «Симитэров», унифицированных по вооружению с современными БМП «Уорриор». Оставшиеся «Скорпионы» были модернизированы фирмой «Олвис», путем установки башен со снятых с вооружения бронеавтомобилей «Фокс», вооружённых теми же самыми 30-мм пушками L21 RARDEN. «Новая» машина была принята на вооружение британской армии под обозначением «Сейбр» (англ. Sabre – сабля). Всего в 1994-1995 годах было переоборудовано 104 «Сейбра».
Производитель модели – французская компания Altaya, один из флагманов, создающих уникальные модели своего собственного дизайна. Данные модели выходили в журнальных сериях во многих странах мира– Франции, Германии, Италии, Великобритании и других странах. Качество исполнения моделей хорошее, окрас и символики соответствуют реальным машинам. Материала корпуса – металл; башня, ходовая и обвес – пластик. Масштаб 1/72 (1:72).