90mm Gun Tank M48, также «Паттон III» (англ. Patton III) или «Паттон 48» - средний танк США 1950-х годов. Был спроектирован в 1950-1951 годах как танк нового поколения, предназначенный для замены в вооружённых силах США всех средних танков предыдущих моделей. M48 основывался на опытном тяжёлом танке M103 и использовал ряд конструктивных новшеств, прежде всего полностью литые броневой корпус и башню эллипсоидной формы. Серийное производство было начато в 1952 и продолжалось до 1959 года, когда он был сменён на конвейере основанным на нём танком M60; всего за этот период было выпущено 11 703 танка M48 в нескольких вариантах. С середины 1960-х годов большая часть выпущенных M48 была модернизирована до уровня, близкого к базовому M60. В западных источниках M47 и M48 часто упоминаются как M47/48. M48 поступали в основном на вооружение США и поставлялись их партнёрам по НАТО, за исключением ФРГ и Греции, в сравнительно малых количествах, так как на перевооружение армий НАТО поступали в основном танки M47. Тем не менее, с 1960-х годов M48 активно экспортировались союзным США и нейтральным странам и состояли на вооружении 25 различных государств. Войсками США M48 использовались прежде всего во Вьетнамской войне, помимо этого M48 использовались другими странами в ходе ряда локальных конфликтов, прежде всего в арабо-израильских войнах 1967 и 1973 годов и Второй индо-пакистанской войне, но также и в ряде других. Работы по созданию нового танка, получившего обозначение M47, начались на Детройтском арсенале в октябре 1950 года. Ещё до окончательного принятия на вооружение США 1 ноября 1950 года танка M47, были начаты работы по его замене. Это было необходимо, так как M47 был лишь развитием танка M26, разработанного ещё в годы Второй мировой войны и принятого на вооружение лишь в качестве временной меры. Новый проект использовал в качестве основы конструкцию экспериментального тяжёлого танка T43 и являлся, по сути, его уменьшенной версией. Одной из наиболее характерных черт T43, перешедших к новому танку, явился цельнолитой корпус «эллипсоидной» формы, позволявший максимизировать уровень броневой защиты. При этом, несмотря на то, что новый танк должен был быть вооружён 90-мм пушкой, как и предшественники, вместо 120-мм пушки T43, диаметр погона башни был оставлен тем же, что и у тяжёлого танка - 2159 мм, что помимо прочего, позволило придать стенкам башни значительный наклон по всей высоте, без «замана» в нижней части и дополнительно повысило её снарядостойкость. Двигатель и трансмиссия новой машины были без заметных изменений заимствованы у M47. Также, в отличие от предшественников, экипаж нового танка был сокращён до четырёх человек за счёт изъятия из его состава стрелка-радиста, находившегося в правой лобовой половине корпуса. Помимо сокращения забронированного объёма, это позволило также разместить механика-водителя в районе продольной оси корпуса, что облегчало его работу. Постройка шести прототипов танка, пяти для испытаний армией и одного - корпусом морской пехоты, была поручена фирме «Крайслер». Для облегчения производства в будущем, новый танк был максимально возможно унифицирован с T43. 27 февраля 1951 года проект был наконец официально одобрен военными и получил стандартное обозначение - Танк с 90-мм пушкой, T48 (англ. 90mm Gun Tank T48). Государственные испытания танков продолжались на Абердинском полигоне и полигоне в Форт Нокс до конца 1952 года. По их результатам, в конструкцию T48 были внесены многочисленные изменения, но многие проблемы всё ещё оставались нерешёнными. Тем не менее, ввиду срочной потребности войск в новом танке, 2 апреля 1953 года он был принят на вооружение под обозначением Танк с 90-мм пушкой, M48 (англ. 90mm Gun Tank M48). Помимо этого, танку было присвоено имя собственное - Паттон 48 (англ. Patton 48), в честь Джорджа Паттона, продолжив линейку «Паттонов» M46-M47. Более известен впоследствии, однако, танк стал под названием Паттон III (англ. Patton III). Первый заказ, на 548 танков, был выдан фирме «Крайслер», к которой позднее присоединились «Форд» и подразделение Fisher Body корпорации «Дженерал Моторс», получившие контракты на 400 танков каждая. Первые два серийных M48 сошли с конвейера завода «Крайслер» в Ньюарке в апреле 1952 года, а к началу 1953 года производство шло полными темпами, на 27 марта того года было выпущено уже 893 танка. Между тем, испытания прототипов выявили многочисленные дефекты конструкции, требовавшие срочного устранения, в то время как серийное производство M48 уже было начато, из-за спешки армии с получением нового танка. В результате M48 первой модификации страдали от частых поломок, прежде всего в силовой установке и ходовой части, и многие из машин ранних выпусков были возвращены впоследствии на заводы для устранения выявленных недостатков. Проблемы с танком были столь серьёзны, что в докладе армейской контрольной комиссии по нему указывалось, что «M48 не пригодны даже для учебно-тренировочных целей». Первоначально M48A1 имел очень малый запас хода (всего 70 миль), что являлось существенным недостатком и стало причиной разработки модификации M48A2 с новым бензиновым двигателем, 90-мм танковой пушкой и спаренным пулемётом калибра 7,62 мм. Как выяснилось, бензиновый двигатель, установленный на последнем представителе этой модификации (M48A2C), имел склонность к возгоранию, в связи с чем в последующей модификации M48A3 1968 года танк стал оснащаться дизельной силовой установкой. После 1973 года почти 2000 танков M48 модификаций A1/A2/A3 были модернизированы до уровня A5, после чего практически ничем, кроме показателей броневой защиты, не отличались от танков M60, имевших то же вооружение и двигатель. M48A5 оснащалась 105-мм пушкой M68 с новой заряжающей системой, 12,7-мм пулемётом и пулемётом калибра 7,62 мм. Последней модернизацией данной модели стал танк M48A5E1, отличавшийся наличием цифрового прицела полного разрешения, лазерного дальномера и улучшенного визира с режимами дня и ночи. M48 имел резко дифференцированную противоснарядную броневую защиту. Верхняя половина лобовой части корпуса имела толщину в 110 мм и была расположена под углом до 60° к вертикали. Нижняя половина имела толщину в 102 мм и располагалась под углом в 53° в основной своей части, ближе к днищу постепенно утоньшаясь до 61 мм с одновременным увеличением угла наклона. Толщина бортов в горизонтальном сечении обеспечивалась постоянной по всей высоте, 76 мм в районе боевого отделения и отделения управления и 51 мм - в районе моторного и трансмиссионного отделений. Корма корпуса на M48 и M48A1 имела в верхней своей части толщину в 35 мм и наклон в 30°, в нижней же части - толщину в 25 мм и наклон в 60°. Начиная с M48A2, конфигурация кормовой части корпуса была изменена. В верхней её части были выполнены жалюзи толщиной 25 мм, толщина же нижних двух плит увеличилась до 41 и 30 мм, соответственно. Крыша корпуса в районе боевого отделения и отделения управления имела толщину в 57 мм, кормовое отделение же было прикрыто лишь легкобронированными жалюзи. Днище корпуса на M48 имело толщину в 38 мм в лобовой части, 32 мм - под боевым отделением и 13 мм - под моторным и трансмиссионными отделениями. Начиная с M48A1, средняя и кормовая часть днища получили толщину в 25 мм. На практике же, заданные толщины, в связи с недостатками литьевой технологии производства, могли иметь колебания до нескольких миллиметров как в большую, так и в меньшую сторону. Основным вооружением M48 модификаций M48, M48A1, M48A2, M48A2C и M48A3 является 90-мм полуавтоматическая нарезная пушка M41, баллистически идентичная пушке M36, устанавливавшейся на танке M47. Длина орудия составляет 50 калибров / 4500 мм. Начальная скорость её калиберных бронебойных снарядов различных типов составляет 851-914 м/с, а дульная энергия - до 4,7 МДж. Орудие снабжается автоматическим компенсатором, восстанавливающим после выстрела первоначальное положение орудия и дублированной системой наведения, позволяющей вести огонь как наводчику, так и командиру. Максимальная теоретическая скорострельность орудия составляет до 7 выстрелов в минуту. Орудие располагается в лобовой части башни на цапфах в установке, позволяющей его наводку в вертикальной плоскости в пределах −9…+19° при помощи электрогидравлического механизма, дублированного ручным приводом. Для наведения пушки на цель используются телескопический оптический прицел, перископические прицелы и комбинированный дневной и инфракрасный. Для определения дистанции до цели танк снабжается стереоскопическим дальномером. Также для наведения используется комплект механических баллистических вычислителей (арифмометров). На практике, впрочем, из-за многочисленных проблем, дальномеры и баллистические вычислители использовались экипажами крайне редко. Боекомплект орудия составлял от 60-64 унитарных выстрелов. Пушка M41 могла использовать сравнительно широкий ассортимент боеприпасов, включавших выстрелы с калиберными и подкалиберными, осколочно-фугасными, картечными и дымовыми снарядами. На M48A3 и последующих модификациях устанавливался дизельный двигатель AVDS-1790, созданный на основе карбюраторных двигателей той же серии и имевший тот же рабочий объём, 29 361 см³, но оснащённый турбонагнетателем и развивавший максимальную мощность в 750 л. с. при 2400 об/мин, или 643 при установке в танке. Также была вновь увеличена ёмкость топливных баков до 1438 литров. Ходовая часть всех модификаций M48 состояла с каждого борта из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 660 мм, ленивца, ведущего колеса и сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков (трех M48A2 и последующих). Подвеска опорных катков - индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами. Гусеничная лента каждого борта имела ширину в 710 мм и состояла из 97 траков с шагом по 176 мм. Танки M48 «Паттон» участвовали во многих вооружённых конфликтах. Боевым дебютом M48 стала индо-пакистанская война 1965 года. К этому времени в Пакистан было поставлено 202 танка M48. Как отмечали исследователи против легковооруженной пехоты M48 действовал успешно. Путь пакистанцам преграждала лишь рота из 14 лёгких танков AMX-13. В первом танковом бою индийские танки уничтожили 3 танка M48, потеряв 1 AMX-13 подбитым. Бой продолжался два дня и пакистанское наступление было остановлено в этом секторе. При этом огнём AMX-13 было уничтожено около 10 M48. В период 8-10 сентября произошло крупнейшее танковое сражение этой войны. 270 пакистанских танков M47, M48, «Шерман» и лёгких M24 перешли границу, им противостояла индийская бригада из 135 танков «Центурион», «Шерман» и лёгких AMX-13. Атака пакистанских танков на индийские позиции при деревне Асал-Уттар завершилась провалом - 97 пакистанских танков было уничтожено и захвачено, индийцы потеряли 32 танка. Пакистанцы прозвали Асал-Уттар «кладбище Паттонов». Неудачный дебют сказался на репутации танков M48 «Паттон» среди танкистов всего мира. Две трети потерь пакистанских танков составляли «Паттоны». Всего в ходе войны было подбито около 200 танков M48 и M47. Несколько десятков достались индийцам в качестве трофеев. В начале 1968 года несколько сотен американских M48 участвовали во время новогоднего наступления во Вьетнаме. Наиболее крупные сражения с участием «Паттонов» произошли за Кхесань, Хюэ, Лонгвинь и Сайгон. В ходе этого наступления обороняющиеся силы северного Вьетнама (ДРВ) и южновьетнамские партизаны впервые стали массово использовать новейшие противотанковые гранатомёты РПГ-7, что привело к большим потерям среди танкистов, особенно у бензиновых M48A1. Если гранаты РПГ-2 в большинстве случаев броня M48 выдерживала, то попадание из РПГ-7 в любую точку танка пробивало броню. В январе 1969 года средние M48 «Паттон» стали заменяться лёгкими танками M551 «Шеридан», амерканские танкисты крайне отрицательно восприняли эту замену, так как «Шериданы» не обеспечивали надёжной защиты экипажа от РПГ и мин, в отличие от M48. 3 марта 1969 года возле Бен Хета произошел единственный танковый бой между американскими M48 и северовьетнамскими танками. Опорный пункт обороняемый 5 «Паттонами» был атакован ротой из 8 лёгких танков ПТ-76. В ходе непродолжительной перестрелки два ПТ-76 и один M48 были подбиты, после чего северовьетнамцы отошли. За всю войну США и Южный Вьетнам, по минимальной оценке, безвозвратно потеряли 526 танков M48. Ещё одним конфликтом, в котором участвовали танки M48, стали арабо-израильские войны. 5 июня 1967 года началась Шестидневная война. Израильские 250 танков M48 «Паттон», включая 117 боеготовых, использовались на египетском фронте. Их задачей было наступление на северном участке Синая по направлению к Рафаху, который обороняла 7-я пехотная дивизия египтян (100-150 танков, в том числе 40 тяжёлых ИС-3). В бою 5 июня за железнодорожную станцию и город Рафах экипажи израильских M48 дрались с египетскими Т-34-85 и тяжёлыми ИС-3. При продвижении к городу не менее 6 M48 подорвалось на минах, а 90 мм снаряды не смогли пробить лобовую броню ИС-3 на нормальных дистанциях боя. В этом случае израильтяне использовали преимущества мобильности и скорострельности средних M48. В тяжёлом бою M48 сумели одержать победу, при этом, все, без исключения, «Паттоны» получили попадания снарядов или минометных мин. Всего на египетском фронте было выведено из строя 50 израильских M48. Параллельно, израильская армия атаковала иорданские позиции в Иерусалиме. Израильским «Центурионам», «Шерманам» и лёгким AMX-13 противостояли 40-я и 60-я бронетанковые бригады Иордании, имевшие на вооружении 297 танков M48, из которых 170 было задействовано. В течение первого дня 60-я бригада потеряла от израильских авианалётов больше половины от задействованных танков. На второй день в бригаде осталось только шесть танков. В 40-й бригаде осталось только восемь от задействованных танков, погибло 79 и ранено более 320 танкистов, но ей удалось уничтожить значительное количество израильской бронетехники. Около 100 M48 было захвачено Израилем, многие из которых встали на вооружение армии Израиля. Израильтяне потеряли 112 танков и не меньшее количество других бронемашин, по большей части от огня M48 и M47. 21 марта 1968 года состоялось крупнейшее танковое сражение в ходе войны на Истощение. Иордания в нём задействовала 60-ю бронетанковую бригаду, в числе около 100 танков M47/48, израильтяне задействовали 47 танков «Центурион» и «Супер-Шерман». В ходе столкновений с израильской армией 60-я бригада потеряла 33 «Паттона» выведенными из строя, из которых 2 было захвачено израильтянами, 11 уничтожено и 20 подбито. Израильтяне потеряли 31 танк выведенными из строя. Во время Индо-пакистанской войны 1971 года пакистанские M48 (около 150 единиц) встретились в бою с индийскими танками Т-55. В ходе штурма Найнакот индийцам удалось уничтожить не менее 9 «Паттонов», не потеряв ни одного своего. При обороне комплекса Дехлра-Чакра трем индийским «Центурионам» удалось выдержать удар двух рот танков M47/48. Только за этот день пакистанцы потеряли 46-48 «Паттонов». Утром пакистанцы вновь провели контратаку силами танкового полка, индийский пехотный батальон при поддержке роты танков («Центурион») отбил атаку, уничтожив около 30 «Паттонов». Всего пакистанцы потеряли около 90 танков, в основном M48, индийские потери составили 23 танка, из них 10 безвозвратно. В этот же день война закончилась. К началу войны Судного дня на вооружении армии Израиля имелось 445 танков M48 «Магах», все модернизированные со 105 мм пушками и дизельными двигателями. С арабской стороны танки M48, также модернизированные, использовала Иордания, перед войной, США восстановили численность иорданских «Паттонов» до 283 машин. В момент начала войны Израиль в первом эшелоне обороны в составе 252-й дивизии располагает 224 танками M48, 44 «Центурионами» и 15 M60. Первая штурмовая группа египтян насчитывала 4000 солдат, под прикрытием танков, БРДМ и орудий на западном берегу Суэцкого канала. 6 октября Египет начал наступление. В ходе контратаки 14-й бронетанковой бригады израильтян, после столкновений с египетской пехотой, вооружённой РПГ-7 и ПТУР «Малютка» и БРДМ, осталось только 14 танков из 54, погибло 82 танкиста и солдата; 401-я бригада попала в засаду 18-й египетской пехотной дивизии и танков Т-62 и к утру в ней осталось 23 боеспособных танка из 104. Всего 252-я дивизия потеряла 169 танков, по большей части M48 и 345 человек личного состава погибшими. Египтяне за этот же период потеряли всего 20 танков из 850 форсирующих канал и 280 человек погибшими. Из 16-ти фортов израильтяне удержать смогли только 2. В разгромленной 252-й дивизии осталось всего около 30 боеспособных танков, но в её состав были включены резервные 164-я бригада (танки «Центурион») и 875-я (танки «Супер-Шерман»). За неделю боёв Израиль в Синае потерял 610 танков, в основном M48, египтяне потеряли 240 танков, в основном Т-55. Однако потом все поменялось. M48 и M60 14-й бригады 143-й дивизии остановили наступающие египетские Т-55, подбив 40- 50 Т-55 при потере 8 M60 и 2 M48 подбитыми. «Паттоны» 421-й бригады при поддержке пехоты остановили подбили несколько десятков египетских танков Т-55 при потере 2 израильских M48. Израиль решил пойти на прорыв к Суэцкому каналу, имея 440 танков 143-й и 162-й дивизий. На их пути стояло 136 египетских танков Т-55 21-й дивизии. Решающая битва Судного дня началась вечером 15 октября. Это была самая массированная и мощнейшая контратака, были задействованы примерно две трети от всех танков оставшихся в Синае. В авангарде наступления на прорыв пошли 97 израильских танков (53 M60 и 44 M48) 14-й бригады. Входе двух столкновениях с ротой из 11 египетских Т-55 израильтяне уничтожили 2 египетских танка потеряв около 25 своих M48 и M60. К 4 ночи 16 октября 14-я бригада потеряла 56 танков из 97, включая 27 M48. За первые четыре часа был убит каждый третий израильский танкист участвующий в атаке. К 9 утра 16 октября в 14-й бригаде осталось всего 27 танков и она отступила к форту Лакекан для восполнения потерь. Однако 264-му батальону израильтян удалось разгромить механизированный батальон египтян, было подбито 12 танков Т-55 и около 20 бронетранспортёров. Была открыта дорога к установкам ЗРК египетской 106-й бригады ПВО. К утру 17 октября 162-я и 143-я израильские дивизии, ценой огромных потерь (96 танков) смогли прорвать позиции 21-й египетской дивизии. В течение 17 октября израильские «Паттоны» массово переправлялись на западный берег. Переправу израильские танки проходили под мощным огнём египтян, в результате в Суэцком канале утонуло несколько десятков израильских танков. Великая танковая битва продлилась почти трое суток. Более 400 сгоревших, сдетонировавших и утонувших танков усеяли небольшой клочок земли от «Китайской фермы» и до Суэцкого канала, 1500 убитых танкистов и солдат усеяли ферму, ещё несколько сотен были убиты на переправе и в горах на севере. 19 и 20 октября попытки израильтян продавить южный фланг 2-й египетской армии завершились неудачей (Миссури и Хамуталь), местность в районе «Китайской фермы» пополнили ещё несколько десятков сгоревших танков. В ходе наступления на Исмаилию и на Суэц египтяне потеряли город Фаид и несколько батарей ПВО, но ни Суэц, ни Исмаилию взять израильтянам не удалось. В Октябрьской войне, также как и в Шестидневной израильские M48 принимали участие только на египетском фронте. В общем итоге в Синае было подбито 860 египетских танков и 690 израильских (примерно половина из них были M48). Только 19 процентов подбитых израильских «Паттонов» подлежали восстановлению против 55 процентов у Т-55, которые были главными противниками израильских M48. Очень высокими были потери израильских танкистов. Только 14-я бригада потеряла 415 человек личного состава погибшими. По израильским данным, Египет захватил 229 израильских танков, в том числе около 150 M48. Иранские M48 участвовали в войне с Ираком. На начало войны у Ирана имелось 240 танков M48A5. Основным сражением, в котором участвовали иранские M48 стала битва за Хорремшехр и Абадан. 10 октября 1980 года Ирак подошёл к подступам к городам, которые обороняли M48 из 37-й бригады и «Чифтены» из 92-й дивизии. Ирак в наступлении задействовал две бронетанковых дивизии, вооруженных Т-62 и Т-55. К 21 сентября 1981 года иранцы потеряли в этом районе 250 танков, 37-я бригада была практически полностью уничтожена, потеряв около 150 M48, но Абадан иракцы так и не смогли взять. Трофейные M48 Ирак принимать на вооружение не стал и в 1986 году продал большую их часть через ОАЭ по высокой цене назад Ирану. Хотя с вооружения США M48 были сняты в 1980-х годах, около половины выпущенных M48, все - модернизированные до уровня M60, по состоянию на 2010 год несмотря на свою устарелость всё ещё оставались на вооружении различных стран: Греция (503 M48A5), Израиль (561 M48A5), Иордания (23 M48A5), Иран (168 M-47/M-48), Республика Корея (253 M48A2, 597 M48A5), Ливан (93 M48A1/A5), Марокко (200), Пакистан (270 M48A5), Португалия (86 M48A5), Таиланд (105 M48A5), Китайская Республика (100 M48A5, более 450 M48H), Турция (850 M48A5T1/T2 в строю и 2000 единиц в резерве); в Германии состояли на вооружении 1953-1993гг.
Фото именно той модели, которая продаётся – новая