«Меркава́» (ивр. מרכבה (инф.) - «колесница») - основной боевой танк, разработан и производится в Израиле. Программа разработки танка «Меркава» была утверждена в августе 1970 года, вскоре после отказа Великобритании продать Израилю танки «Чифтен». Работы по проектированию возглавил генерал-майор Исраэль Таль, что необычно для мировой практики танкостроения. Таль был не инженером, а боевым офицером, участником всех арабо-израильских войн. Во время Шестидневной войны он командовал одной из трёх бронетанковых колонн, разгромивших египетские войска на Синае, в конце 1960-х годов занял пост командующего бронетанковыми войсками Армии обороны Израиля (АОИ). Стальной макет танка был изготовлен уже в апреле 1971 года, в течение 1972-го отрабатывалась концепция переднего размещения моторно-трансмиссионного отделения (МТО) на переделанном танке «Центурион». В декабре 1974-го были построены два первых опытных образца. Первые 4 серийных танка были переданы АОИ в апреле 1979-го, а в октябре того же года «Меркава Mk.1» был официально принят на вооружение. Характерной особенностью танка является компоновка с расположением моторно-трансмиссионного отделения в передней части корпуса, а в корме расположен отсек, в котором можно перевозить десант (6 человек) или раненых (4 носилок) или дополнительные боеприпасы. Эта особенность превращает «Меркаву», по сути, в универсальную боевую машину, способную выполнять роль и танка и БТР. Отсек имеет броневую дверь в корме, позволяющую экипажу в критических ситуациях покидать танк сзади. На «Меркаве» Mk.3 защищённость повышена за счёт применения модульной броневой защиты корпуса и башни. Более половины их передних и боковых поверхностей защищены модулями так называемой «специальной брони», которые крепятся к основной конструкции корпуса и башни болтами. Израильские специалисты не объясняют, что представляет собой данная броня. Касаясь, в частности, башни, они сообщают лишь то, что закреплённые на ней болтами модули - это коробки из стальной брони, внутри которых содержатся пакеты «специальной брони». Западные эксперты считают, что «специальная броня» модулей является, видимо, многослойной, пассивного типа. Защищённость со стороны кормы увеличена путём установки в кормовом бронелисте бронированных топливных баков вместо отсеков фильтровентиляционной установки и аккумуляторных батарей. Трубопроводы горючего от дополнительных баков проведены в межброневом пространстве надгусеничных спонсонов. ФВУ перенесена в кормовую нишу башни, а аккумуляторные батареи устанавливаются в надгусеничных нишах-спонсонах. Также с целью повышения живучести танка гидравлические приводы поворота башни и наведения орудия в вертикальной плоскости были заменены электрическими. Другим фактором, повышающим выживаемость танка «Меркава Mk.3» на поле боя, явилось применение системы обнаружения лазерного излучения LWS-2. Два широкоугольных датчика системы монтируются по бортам в кормовой части башни, один - над стволом орудия. Три датчика дают суммарный круговой охват, информация об азимуте источника облучения выводится на небольшой дисплей, установленный рядом с рабочим местом командира. Это даёт экипажу танка время на принятие решения об использовании средств маскировки или противодействия при помощи штатного вооружения. Установка 120-мм гладкоствольной пушки MG251 производства «Israel Military Industries» резко усилила огневую мощь танка. Конструкция пушки во многом аналогична германскому 120-мм танковому орудию Rh-120 и американскому M256, однако система отката ствола после выстрела израильской пушки более компактная. Отличаются также теплоизоляционный кожух ствола и эжектор. Стандартный боезапас к орудию по сравнению с танками Mk.1 и Mk.2 уменьшен до 46 выстрелов. Пять готовых к выстрелу снарядов из 46 находятся в специальном магазине барабанного типа, установленном на вращающемся полике башни. Система подачи выстрелов - полуавтоматическая. Нажатием ножной педали заряжающий поднимает выстрел на уровень казённика и затем вручную досылает его в казённик. На танке «Меркава Mk.3» применена новая система управления огнём «Матадор-3», созданная израильской фирмой «Элбит». В неё входят стабилизированный комбинированный (дневной и ночной) прицел наводчика со встроенным лазерным дальномером, электронный баллистический вычислитель и датчики условий стрельбы. Прицел командира имеет отводы дневной и ночной оптических ветвей от прицела наводчика. Командир также пользуется широкоугольным поворотным перископом наблюдения. Он может давать наводчику целеуказания, а при необходимости вести огонь из пушки. Система управления огнём сопряжена с двухплоскостным стабилизатором орудия. Отмечается, что наличие этих средств позволяет вести эффективный прицельный огонь с ходу. В МТО установлен форсированный до 1200 л. с. дизель воздушного охлаждения AVDS-1790-9AR. Увеличение мощности достигнуто в основном за счёт использования турбонагнетателя новой конструкции и усовершенствованной системы охлаждения. В едином блоке с дизелем смонтирована трансмиссия израильской фирмы «Ашот», аналогичная устанавливаемой на «Меркава Mk.2». Пружинная подвеска «Меркавы Mk.3» была значительно улучшена. Качающаяся часть всех балансиров направлена в сторону кормы, что уменьшает жёсткость встречи катков с неровностями. На четырёх опорных катках с каждого борта установлены мощные гидравлические амортизаторы роторного типа, а на передних и задних катках &mdash гидравлические упоры. Динамический ход опорных катков увеличен до 300 мм, полный &mdash 604 мм, что сравнимо с показателями гидропневматических подвесок. Траки гусениц цельнометаллические, с открытым шарниром. Серийное производство «Меркава Mk.3» началось в апреле 1990 года. С лета 1990 года, в связи с вторжением Ирака в Кувейт, сборка новых танков на некоторое время была свёрнута, а все силы брошены на ремонт имеющейся техники. Серийное производство возобновилось в начале 1991 года. В 1994 году производство сменилось на модель «Меркава Mk.3B». Основное отличие - усовершенствованное бронирование башни. Также была изменена форма люка заряжающего и изменена установка внутреннего миномёта. Несколько позже был интегрирован кондиционер в систему ФВУ. В 1996 году началось производство следующей модификации &mdash «Меркава Mk.3B Baz». Основное отличие от Mk.3B - новая СУО «Баз» (коммерческое название - «Knight Mk.3»). Среди прочего, «Баз» способна сопровождать выбранную движущуюся цель в автоматическом режиме (automatic target tracker), что резко повышает вероятность поражения цели и позволяет танку довольно эффективно бороться даже с низколетящими вертолётами, используя обычные снаряды. Кроме этого, в СУО включён независимый панорамный прицел командира. В 1999 году началось производство последней модификации Mk.3 - «Меркава Mk.3B Baz dor Dalet» или сокращённо «Меркава Mk.3D». Главное отличие - модули брони новой конфигурации, т. н. 4-го поколения, обеспечивающие значительно лучшую круговую защиту башни. Также были применены новые цельнометаллические (вместо обрезиненных) опорные катки. Всего за 10 лет (1990-2000 гг., с учётом прекращения производства в 1990/1991 гг.) построено 480-680 танков «Меркава Mk.3», то есть темп производства составил около 50 танков в год (при возможности строить не менее 120 машин в год). Танками «Меркава Mk.3» вооружена 188-я регулярная бригада. С 2002 производство остановлено. Аналитически броня оценивается башня/корпус 600 БОПС и 1100-1200 мм КС (моноблочных). С середины 90-х ОБТ многих стран получили возможность поражать эквивалент брони 650-750 мм на дальности 2 км. Масса танка полная 65 тонн, экипаж 4 человека. Десантные отделения делают танки серии Меркава уникальными, но при этом сильно повышают их массу и объём при снижении уровня защиты, но в результате одновременно каждый танк представляет собой и штурмовое орудие, дополненное миномётом и пулемётами, и сверхзащищённую БМП, и собственно танк. Такая экономия боевых машин, когда одна единица заменяет две-три, представляется полностью оправданной и определяет оборонительный характер применения. На вооружении, по состоянию на 2016 год в Израиле: ~ 120 Merkava Mk2, ~ 160 Merkava Mk3, ~ 220 Merkava Mk4. Кроме этого: ~ 330 Merkava Mk2, ~ 270 Merkava Mk3 и ~160 Merkava Mk4 на хранении. Во время конфликта в Южном Ливане осенью 1997 года, три танка «Меркава-3» было подбито с помощью ПТУР «Фагот», 2 члена экипажа погибло. 14 февраля 2002 года «Меркава-3» была уничтожена в результате подрыва на мощном фугасе вблизи дороги Карми-Нецарим в Секторе Газа. Трое из четырёх членов экипажа погибли. 14 марта 2002 года в этом районе была уничтожена другая «Меркава Mk.3», 3 из 4 членов экипажа погибли. Танки «Меркава Mk.2», «Меркава Mk.3», «Меркава Mk.4» также участвовали во Второй ливанской войне в 2006 году. Всего в конфликте было задействовано 350-400 танков «Меркава» различных моделей. Танки использовались главным образом как средство поддержки пехоты и для эвакуации раненых с поля боя. В общей сложности боевые повреждения получили 48-52 танка «Меркава». Из этого числа 45 танков поражены ПТУР и гранатами РПГ. В танки попала 51 ракета. В 24 случаях (47-50 % от числа попаданий) кумулятивная струя пробила броню танков. В остальных случаях где броня не была пробита танки получили очень серьёзные повреждения. Погиб 31 боец бронетанковых войск, в т. ч. 30 танкистов, как минимум в 4 случаях в «Меркавах» при попадании погибал весь экипаж. Около 100 танкистов получили ранения. Танки «Меркава», особенно новейшие Mk.4, показали отличную устойчивость к боевым поражениям, в 18 подбитых Mk.4, броня была пробита в шести. В среднем в каждом танке, броня которого была пробита, погиб 1 танкист, а боекомплект, по-видимому, сдетонировал всего в 3 танках из 24 с пробитой бронёй. По различным оценкам, по бронетехнике за весь конфликт было выпущено около 100 ПТУР и 500-1000 гранат РПГ. Однако, точно лишь известно было 51 попадание в танки ракет и гранат.
Модель в точно таком качестве также выходила в Европе, у Altaya – «Merkava III188 "Barak" Armored Brigade - Israel 1990». И аналогичная модель, была в серии «Боевые Машины Мира», №11 «Меркава Mk3 (Израиль, 1990)» (издательство Иглмосс), с неокрашенными деталями.
Просто модель, без подставки и коробки
Обменяю на модели военной техники.