Panzerkampfwagen VI Ausf. B, «Tiger II», или «Королевский тигр» (нем. «Königstiger» - бенгальский тигр) - немецкий тяжёлый танк заключительного периода Второй мировой войны. Производился серийно с марта 1944 года и до конца войны. Всего выпущено 487 серийных танков. Это последний серийный тяжёлый танк нацистской Германии. Благодаря мощной 88-мм пушке был способен эффективно поражать огнём все танки, используемые во Второй мировой войне антигитлеровской коалицией, в пределах дистанции прямого выстрела. Толстые листы брони, расположенные под большими углами наклона, обеспечивали танку весьма высокую защиту от большинства противотанковых средств того времени. Вместе с тем высокий вес и недостаточная мощность двигателя обусловили невысокие ходовые качества и общую низкую надёжность «Тигра II». В процессе разработки проекта обозначение перспективной машины несколько раз менялось. Итоговая история изменения обозначения проекта танка при создании выглядела следующим образом:
VK 45.02 (H) - присвоено 15 апреля 1942 года;
Tiger II VK 45.02 (H) - 18 сентября 1942 года;
Tiger III (VK 45.03) - 12 октября 1942 года;
HenschelTigerB- 8 января 1943 года;
Tiger II VK 45.03 - 3 марта 1943 года;
Pz.Kpfw. TigerAusf. B, Pz.Bef.Tiger Ausf. B - 2 июня 1943 года.
Серийный танк получил следующие обозначения и названия: по специальной немецкой классификации - Sd.Kfz. 182; по армейской немецкой классификации - Panzerkampfwagen VI Ausf. B (PzKpfw VI Ausf. B, Pz. VI Ausf. B); «Tiger II», «Королевский тигр» (Königstiger), King Tiger, Royal Tiger - применялось в армиях различных воюющих сторон как полуофициальное обозначение; «Тигр-Б» - в ряде официальных советских документов 1940-х годов; «T-VIB» - в советской литературе.
После встречи войск вермахта с советскими танками КВ-1 и Т-34 в Германии резко активизировались работы по созданию тяжёлого танка, результатом которых стало появление на полях сражений танка «Тигр», сильнейшего на тот момент в мире. Однако действия разведки и допросы пленных советских офицеров, в том числе весьма высокого ранга, позволили немецкому командованию составить вполне реальное представление о возможностях военно-промышленного комплекса СССР. Картина для немецких войск вырисовывалась не самая радужная - было ясно, что очень вероятно скорое появление в распоряжении Красной армии новых танков с характеристиками, далеко превосходящими немецкие, причём в очень больших количествах. Кроме того, у Управления вооружений вермахта и лично Гитлера имелось стойкое желание иметь танк, вооружённый очень удачной и мощной 88-мм пушкой Kw.K. 43 L/71, которую в силу её размеров ни на одном из имевшихся танков разместить не удавалось. Все эти факторы вылились в концепцию танка-истребителя, который должен иметь повышенную защиту и быть вооружённым очень мощным орудием. При этом подвижностью машины можно было пренебречь - предполагалось, что танк будет действовать в обороне, преимущественно из засад, и обстреливать противника с больших расстояний, что позволяла великолепная немецкая прицельная оптика. В августе 1942 года фирмы «Nibelungenwerk» под руководством Фердинанда Порше, и «Henschel», чьё КБ возглавлял доктор Эрвин Адерс, получили техническое задание на танк с более толстой бронёй, чем у «Тигра», расположенной к тому же под большими углами наклона, как у Т-34. Вооружение танка должна была составлять 88-мм пушка KwK 43 L/71 с длиной ствола 71 калибр (такая же, как на истребителе танков «Фердинанд»). Разрабатывая новый проект, Порше взял за основу свой отвергнутый ранее проект «Тигра» VK 4501(P) и постарался подогнать его под новое техническое задание. Получившаяся машина «тип 130» в общем повторяла «Тигр Порше» и должна была нести 150-мм пушку (длина ствола 37 калибров) или 105-мм пушку (70 калибров), в башне, смещённой вперёд. Однако вскоре Порше забросил этот проект и разработал новый, получивший обозначение VK 4502(P). Поскольку в среде конструкторов господствовало убеждение, что на этот раз Порше выиграет соревнование с Адерсом, фирма «Вегманн» начала разработку башни для танка Порше. К началу 1943 года альтернативный проект VK 4502(H) разработал и Адерс. Однако по итогам испытаний прототип Порше вновь был отклонён. Основной причиной являлась сложная электрическая трансмиссия танка, требовавшая большого количества дефицитных материалов (в частности - меди). Проект Адерса же был в принципе одобрен, и в январе 1943 года контракт с фирмой «Хеншель» был подписан. Однако Адерсу предложили включить в свою машину некоторые удачные конструктивные решения, применённые фирмой MAN в разрабатывавшемся параллельно проекте танка «Пантера II». В первую очередь это было продиктовано желанием добиться определённой степени унификации этих машин. Проект танка пришлось несколько доработать, и этот процесс затянулся на полгода. В итоге второй проект фирмы «Хеншель» - VK 4503(H) - был готов только к осени 1943 года, а в октябре был изготовлен его прототип. Однако к этому моменту, когда проект Порше был отклонён, для его модели уже было изготовлено 50 башен. Башни Порше отличались обтекаемой формой и основанием командирской башенки, выступавшим за боковую стенку. Отличительной особенностью башни этого типа также являлось основание командирской башенки, выступавшее за боковую стенку. Бронирование лобовой детали башни составляло 107 мм (10°), бортов и кормы - 80 (20°). В целом башня имела довольно удачную форму, однако присутствовал и серьёзный недостаток - закруглённая лобовая деталь создавала заметный заман. Снаряд, попадавший в скошенную часть брони, «отражался» вниз, в относительно тонкую броню крыши корпуса (этим же недостатком страдали, к примеру, башни практически всех советских танков того периода). Эти уже изготовленные башни было решено использовать для вооружения первых 50 танков с корпусами Хеншеля. В дальнейшем (с июня 1944 года) танки оснащались новой башней Адерса упрощённой конфигурации, но с большей толщиной брони в лобовых деталях и была лишена такого недостатка. Кроме того, толщина лобовой детали была увеличена до 180 мм (10°). Первый серийный танк был выпущен в ноябре 1943 года, и в июне этого года начали поступать в танковые батальоны. Производство танков постоянно задерживалось в связи с союзническими бомбардировками или нехваткой материалов, так что до окончания производства в марте 1945 года было выпущено прототип и 489 серийных «Тигр II». На заводах Хеншеля удалось достичь достаточно высокого для такой машины темпа сборки - так, на пике производства, на сборку «Королевского тигра» от начала и до конца уходило 15 дней. В процессе серийного производства конструкция танка незначительно модифицировалась. Изменения касались главным образом установки несколько усовершенствованного варианта орудия KwK 43 L/71, пушки KwK 43/III того же калибра и схожих характеристик, но более технологичной в производстве и имевшей ствол, состоявший из двух частей. Кроме того, пушка имела слегка видоизменённую маску. Также присутствовал ряд мелких усовершенствований бронирования силового отделения. Кроме того, танки отличались друг от друга способом крепления ЗИП на бортах. К моменту оккупации Касселя и прекращения работы завода «Хеншель и сын АГ» в разной степени готовности находились ещё несколько усовершенствований для «Тигра II». Непосредственно перед оккупацией в стадии разработки находился проект усовершенствованной системы рулевого управления, которая при сохранении всех базовых характеристик позволила бы существенно упростить производство, а кроме того - добиться значительного увеличения крутящего момента. Необходимость в таком усовершенствовании была продиктована появлением нового двигателя «Майбах» объёмом 23 л и мощностью около 1000 л. с., который планировалось использовать на «Тигре II». Предпринимались попытки адаптировать для танка различные двигатели других фирм, в частности - «Аргус» представил двигатель Н-образной формы, «Штейер-Даймлер-Пух» - V-образной, а «Клокнер-Гумбольд-Дойц верке» предложила использовать дизель. Фирма БМВ также представила свой вариант силовой установки, так называемый «БМВ-звездообразный», однако его использование оказалось невозможным по причине нехватки места в моторном отсеке. С декабря 1944 года начался второй этап работы над проектом переоснащения «Тигра II» другим двигателем, который продолжался вплоть до оккупации и не успел дать каких-либо реальных результатов. В том же 1943 году были начаты работы по разработке новой гидравлической трансмиссии для «Королевского тигра», также не вышедшие из стадии опытных конструкций. Экипаж «Тигра II» состоял из пяти человек: механика-водителя и стрелка-радиста, находившихся в отделении управления, и командира, наводчика и заряжающего, размещавшихся в трёхместной башне. Корпус и башня танка выполнялись с использованием минимального количества бронеплит, что было сделано как для усиления защищённости танка, так и для упрощения процесса производства. Для изготовления корпуса использовались шесть бронеплит толщиной от 180 до 250 мм, при этом все броневые листы были сварены с использованием сложных способов их соединения (шипы, «ласточкин хвост» и т. п.). Использовалась катаная гомогенная броня. Ввиду того, что к концу 1944 года с потерей месторождений цветных металлов (особенно на Балканах) немецкая промышленность испытывала затруднения в снабжении ими, содержание в ней легирующих металлов (в частности, никеля и молибдена) не всегда соответствовало нормам, и потому качество брони оказалось намного ниже, чем, к примеру, у «Тигра I» или «Фердинанда». Эффективность бронирования повышалась за счёт установки бронеплит верхней части корпуса и башни под большими углами наклона (рациональное расположение бронелистов). Верхний лобовой лист толщиной 150 мм устанавливался под углом 50° к вертикали, что теоретически давало по ходу бронебойного снаряда толщину основной бронеплиты в 233 мм, 120-мм нижний лобовой лист - под таким же, но обратным углом. Верхние (25°) боковые, нижние (вертикальные) боковые и кормовой (30°) листы имели одинаковую толщину - 80 мм. Дно и крыша корпуса - 40-42 мм. В лобовом листе башни на цапфах устанавливалось 88-мм орудие KwK 43 L/71 обр. 1941 года. Пушка имела внушительные размеры и вес, поэтому требовала мощной платформы. Специально для установки этой пушки внутренний погон башни был увеличен до 1850 мм, а в её передней части оставлено большое пространство для вынесенных вперёд массивных цапф. Пушка прикрывалась маской, бронирование которой на обоих типах башни составляло от 65 до 100 мм. Чтобы уравновесить значительно потяжелевшую переднюю часть башни и одновременно облегчить работу заряжающего, в задней части башни разместили крупную кормовую нишу с боеукладкой на 22 выстрела. Несмотря на то, что пушка практически разделяла башню пополам, почти доходя до её задней стенки, башня оставалась в целом достаточно просторной. Полный оборот башни гидроприводом осуществлялся за 19-77 секунд, в зависимости от частоты вращения главного двигателя, который приводил в действие гидропривод поворота башни. Также башню можно было повернуть вручную, сделав 704 оборота ручного маховика наводчика или 680 оборотов маховика заряжающего. Количество отверстий в корпусе танка и башне попытались свести к минимуму. В лобовом листе в шаровой установке располагался курсовой пулемёт. Эвакуационные люки водителя и стрелка-радиста размещались на крыше корпуса, прямоугольный люк заряжающего - на крыше башни, а командир и наводчик пользовались круглым люком командирской башенки. В задней части башни имелся большой люк (520×476 мм), использовавшийся для загрузки снарядов, выброса стреляных гильз, экстренной эвакуации экипажа и замены пушки в заводских условиях. В люке имелась амбразура для стрельбы из личного оружия. Ещё одно отверстие (круглое, диаметром 230 мм) располагалось на крыше башни над казённой частью орудия и служило для лучшей вентиляции боевого отделения и удаления из него пороховых газов. В 1944 году большая часть «Тигров II», воевавших на Западном фронте, в целях защиты кормовой части при атаках авиации Союзников получила также броневую защиту жалюзи воздухозаборников силового отделения. «Тигр II» является одним из немногих примеров в практике мирового танкостроения, когда не орудие проектировалось для танка, а танк - для орудия. По дальности стрельбы и бронепробиваемости пушка превосходила большинство танковых орудий, имевшихся в распоряжении антигитлеровской коалиции. Kw.K. 43 L/71 - самая длинноствольная танковая пушка из всех, когда-либо применявшихся войсками вермахта. Длина ствола составляла 71 калибр, то есть 6248 мм (с дульным тормозом - 6592 мм). Начальная скорость бронебойного калиберного снаряда составляла 1000 м/с. Бронепробиваемость орудия на дистанции 1500 м при угле встречи 60° составляла 148 мм. Однако за столь высокие показатели пришлось расплачиваться большими размерами и огромным весом (1605 кг, вся установка с маской - 2265 кг). По этим причинам пушка устанавливалась, помимо «Тигра II», только на истребители танков «Фердинанд/Элефант», «Насхорн» и «Ягдпантера», на которых в силу отсутствия вращающейся башни возможно было разместить столь тяжёлое орудие без существенного увеличения боевой рубки. Кроме того, проблемой для скорострельной пушки был высокий износ ствола. В связи с этим, пушки танков поздних выпусков имели ствол, состоящий из двух частей. Ещё одной проблемой была большая длина и масса унитарных выстрелов для орудия (23,4 кг). По этой причине боекомплект размещался максимально близко к орудию. Горизонтальное наведение установки осуществлялось поворотом башни, вертикальное, в пределах от −8 до +15° - вручную, при помощи винтового или электрического механизма, в зависимости от поворота рычага. Спусковой механизм пушки - электрического типа, с предохранителем. Орудие оснащалось устройством продувки канала ствола сжатым воздухом. Продувка осуществлялась через две форсунки по обе стороны затворного кольца. Сжатый воздух поступал из компрессора, размещавшегося в боевом отделении под сиденьем наводчика. Позднее была введена бескомпрессорная продувка канала ствола сжатым воздухом, нагнетаемым энергией обратного хода ствола пушки. Продувка канала ствола позволяла эффективно удалять остаточные пороховые газы после выстрела, снижая тем самым загазованность боевого отделения танка. В боекомплект входили унитарные выстрелы с калиберными и подкалиберными бронебойными, осколочно-фугасными снарядами и кумулятивными. Вспомогательное вооружение танка составляли два-три 7,92-мм пулемёта. Один, модели MG-34, размещался в спаренной установке с пушкой, другой, курсовой MG-34 - в лобовом листе корпуса справа, в шаровой установке Kugelblende 150, обеспечивавшей вертикальную наводку пулемёта в пределах −10…+15°, горизонтальную - в пределах ±5°. Для наведения курсового пулемёта использовался телескопический прицел KZF 2, имевший увеличение 1,8× при поле зрения в 18°. Третий пулемёт, модели MG-42, при помощи стандартной турели Fliegerbeschussgerät 42 съёмно устанавливался на командирской башенке большинства танков и предназначался для противовоздушной обороны. Общий боекомплект пулемётов составлял 5850 патронов в 39 лентах по 150 штук. В качестве дополнительного вооружения, «Тигр II» оборудовался мортирой «Nähkampfgerät» («устройство ближнего боя») калибром 26 мм, с боекомплектом из дымовых, осколочных и осколочно-зажигательных снарядов. Мортира располагалась в крыше башни танка справа и предназначалась для защиты от вражеской пехоты на близких дистанциях. Для наведения на цель спаренной установки на танках ранних выпусков использовался бинокулярный шарнирный телескопический прицел TZF 9d/1, в дальнейшем заменённый монокулярным TZF 9d. TZF 9d/1 имел переменное увеличение 3× при поле зрения 26°, либо 6× при поле зрения 13°. TZF 9d имел переменное увеличение 2,5× при поле зрения 25°, либо 5× при поле зрения 12,5°. Прицел был откалиброван на стрельбу бронебойными снарядами на дистанцию до 3000 м, осколочно-фугасными - до 5000 м и из спаренного пулемёта - до 1200 м. Великолепное качество оптики фирмы Carl Zeiss позволяло добиваться попаданий на дистанциях до 2500 м, а иногда и свыше. В передней части крыши корпуса танка монтировались смотровые приборы механика-водителя и стрелка-радиста, защищённые П-образными скобами. В верхней части лобового листа слева был сделан вырез для обеспечения максимального обзора механику-водителю. На крыше башни устанавливалась стандартная для немецких танков позднего периода Второй мировой войны командирская башенка с семью смотровыми приборами. Из башенки командир танка имел весьма удовлетворительный обзор (хотя в походном положении предпочитал ехать, высунувшись из люка по плечи). Все смотровые щели были защищены бронестёклами. На лобовом бронелисте - слева от курсового пулемёта - монтировалась фара, оснащённая колпаком светомаскировки. На танк устанавливалась штатная радиостанция FuG5 (Fu5). Мощность радиостанции составляла 10 Вт, дальность передачи - 4 км. На командирские танки Sd.Kfz. 268 и Sd.Kfz. 267 на базе «Тигра II» в дополнение к штатной радиостанции также устанавливались FuG7 (мощность 20 Вт, дальность передачи 30 км) или FuG8 (30 Вт, 10 км). Для внутренней связи все танки оснащались стандартным переговорным устройством на 5 абонентов. «Тигр II» оснащался V-образным 12-цилиндровым четырёхтактным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения, производства фирмы «Майбах», модели HL 230 P30. Двигатель имел рабочий объём в 23 095 см³ и развивал номинальную максимальную мощность в 700 л. с. при 3000 об/мин, однако на практике обороты двигателя обычно не превышали 2500 в минуту, что вызывало снижение реально развиваемой мощности. Система питания двигателя включала в себя семь топливных баков общей ёмкостью 860 л, соединённых между собой, так что заправка производилась через единую горловину. Пять из семи баков находились в моторном отделении, тогда как остальные два, общей ёмкостью около 340 литров, размещались в боевом отделении под укладками боекомплекта. Четыре радиатора системы охлаждения, общей ёмкостью 114 л, соединялись по два последовательно и размещались по бокам двигателя. На поздние модели устанавливался X-образный 16-цилиндровый дизельный двигатель фирмы Simmering, разработанный специально для «Тигра II». В базовой модели имел мощность 960 л.с. при 2000 об/мин. Модификация "F" имела мощность около 1200 л.с. за счет увеличения эффективности всех элементов и установки системы турбонаддува. Сервопривод коробки передач обеспечивал переключение передач одним движением рычажка на панели механика-водителя, автоматически выключая главный фрикцион и прежнюю передачу, производя синхронизацию и включая новую передачу и главный фрикцион. В случае выхода сервопривода из строя, водитель имел возможность переключать передачи и вручную. Ходовая часть «Тигра II» с каждого борта состояла из 9 сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией, ленивца и ведущего колеса переднего расположения. Поддерживающих катков не имелось. Опорные катки - штампованные, диаметром 800 мм и шириной одиночного катка в 95 мм. Подвеска опорных катков - индивидуальная, торсионная, первый и последний катки были снабжены гидравлическими амортизаторами, расположенными внутри корпуса. Катки были расположены в шахматном порядке: 5 катков опирались на внешнюю часть гусеницы, а 4 - на внутреннюю. Благодаря применению широких гусениц удельное давление на грунт по сравнению с «Тигром I» даже снизилось с 1,09 до 1,06 кг/см². Танк мог преодолевать подъёмы крутизной до 35°, рвы шириной до 2,5 м и вертикальные стенки высотой до 0,85 м. Глубина брода, преодолеваемого без предварительной подготовки, составляла 1,6 м. Правда, оперативная подвижность танков оставалась невысокой. Немалую роль в этом играла необходимость менять гусеницы при переброске танков по железной дороге, а преодоление водных преград вплоть до конца войны оставалось трудноразрешимой задачей. «Королевские тигры» изначально предназначались для замены «Тигров» в войсках, вследствие чего поступали исключительно на вооружение батальонов тяжёлых танков, как сухопутных войск (нем. Schwere Heeres Panzer Abteilung - s.H.Pz.Abt.), так и СС (нем. Schwere SS Panzer Abteilung - s.SS.Pz.Abt.). Тяжёлотанковый батальон имел 45 «Тигров II» и организационно состоял из штаба, имевшего 3 танка, и трёх танковых рот, имевших по 14 танков - по два в штабе роты и по четыре в каждом из трёх её взводов. Первое применение «Тигров II» на Восточном фронте состоялось 13 августа 1944 года в районе Сандомирского плацдарма, близ деревни Оглендув, однако, как и в случае с «Тиграми I», начало оказалось неудачным. Советские танкисты ожидали атаку тяжёлых танков противника и подготовили комбинированную танково-артиллерийскую засаду, в которой участвовали, среди прочего, 122-мм пушки А-19 и тяжёлые самоходные артиллерийские установки ИСУ-152. В ходе боя было подбито 13 машин, а за трое суток непрерывных боёв в районе местечек Сташув и Шидлув было захвачено и уничтожено 24 вражеских танка, 12 из которых являлись новыми тяжёлыми танками «Тигр II». Причём три «Тигра II» были брошены экипажами и захвачены в исправном состоянии. По словам советского участника этого боя, группа Т-34-85 выскочила из леса на поле, где находились танки «Тигр II», которые увязли в грунте приблизительно на 20 см, потеряв подвижность. Т-34-85 быстро сблизились, смешались и стали обстреливать «Тигры II», башни которых не успевали вращаться. В результате, экипажи «Тигров II» вынуждены были покинуть свои обездвиженные машины и бежать с поля боя, не подорвав брошенную технику. В это же время батальон гвардии майора В. А. Жукова ночью наткнулся на 16 танков, экипажи которых спали в стоящей рядом избе. Только три немецких экипажа успели вскочить в машины. Пока немецкие танки разворачивались, огнём тридцатьчетверок были перебиты их гусеницы. Танки были захвачены заправленными горючим с полным боекомплектом. На Западном фронте, первые 12 «Тигров II» 27 июня 1944 года столкнулись с британскими войсками в районе Кана. В первом же бою удалось подбить 12 танков «Шерман». Сражения показали высокие боевые качества «Тигров II», оказавшихся в лобовой проекции малоуязвимыми для противотанковых средств. Невысока была против них эффективность даже новейших 90-мм орудий САУ M36 и 76,2-мм пушки QF 17 pounder. Помимо этого, для борьбы с новыми танками применялся массированный огонь полевой и тяжёлой артиллерии. В августе - сентябре 1944 года, 12 из 14 «Королевских тигров» были потеряны, в основном из-за поломок или невозможности переправы через реки. С лета 1944 года на танке PzKpfw VI Ausf. B «Tiger II» за Западном фронте во Франции сражался один из лучших танковых асов панцерваффе Курт Книспель. Считается, что якобы последний из уничтоженных в бою «Королевских тигров» был подбит в Берлине 2 мая 1945 года в районе моста Шпандау. В целом, несмотря на прекрасное вооружение и солидную бронезащиту, по сбалансированности основных характеристик «Королевский тигр» всё же уступал своему предшественнику, «Тигру I». Поскольку ко времени разработки «Тигра II» соответствующая агрегатная база для машины подобной массы отсутствовала, в его конструкции были лишь с небольшими изменениями использованы двигатель и трансмиссия «Тигра I». Хотя это и принесло свои плюсы в виде унификации между обеими машинами, «Тигр II» превосходил своего предшественника по массе примерно на 20 %, что привело к крайней перегрузке этих узлов и резкому снижению их надёжности. Особенно остро выделялись недостатки ходовой части, постоянные отказы которой приводили к тому, что около трети танков этого типа выходили из строя ещё на марше. Наиболее часты были поломки бортовых передач, изначально спроектированных для 40-тонной машины, которые разрушались через 250-300 км пробега, зубцы ведущих колёс изнашивались до полной непригодности через 300 км пробега, перегруженный двигатель сильно перегревался - заклинивало коленвал, происходило возгорание двигателя. Проблемы приносила и новая конструкция ходовой части, так как из-за просчёта конструкторов гребни гусениц часто заклинивались между опорными катками, смещавшимися за счёт внутренней амортизации. Всё это усугублялось низкой в большинстве случаев подготовкой механиков-водителей, вдобавок проходивших обучение на других танках и обычно получавших «Тигры II» за несколько дней до отправки на фронт. С другой стороны, по данным на 15 марта 1945 года, в боеспособных, несмотря на тяжёлое положение с запчастями и возможностью ремонта в тот период, числились 59 % от числа всех «Тигров II», что немногим уступало соответствующему показателю PzKpfw IV - 62 % и заметно превосходило показатель «Пантер» - 48 %. Кроме того, «Королевский тигр» требовал проведения профилактики основных агрегатов после каждых трёх дней боёв, что в условиях отступления, недоукомплектованности танковых частей и слабеющего тыла было крайне затруднительно. Из-за избыточного веса проходимость и маневренность танка была удручающей, что сильно снижало его тактические возможности и одновременно делало его удобной целью для более подвижных и лучше «сбалансированных» танков и самоходок войск антигитлеровской коалиции. В общем, низкие ходовые качества и ненадёжность «Тигра II» практически полностью нивелировали его преимущества в огневой мощи и бронировании. Что же касается защищённости танка, то даже лобовая проекция танка, несмотря на значительную толщину бронелистов и их наклонное расположение, отнюдь не являлась неуязвимой. Это было обусловлено снижением легирующих добавок в материале бронеплит вследствие потери Германией к моменту начала производства «Тигра II» ряда месторождений цветных металлов, особенно никеля. Из-за этого бронеплиты «Королевского тигра» (особенно поздних выпусков, когда запасы никеля подходили к концу) были более твердыми и хрупкими по сравнению с бронёй «Тигра I». Лобовой лист корпуса в большинстве случаев пробивался орудием Д-25Т калибра 122-мм с расстояния 1000-1500 м при попадании в стык лобовых листов (впрочем, схожий эффект давало попадание в стык лобовых бронелистов любого танка того периода). Попадание 2-3 осколочно-фугасных снарядов калибра 100, 122 и 152 мм приводило к образованию трещин, сколов и частичному разрушению сварных швов. Это, в свою очередь, означало резкое ухудшение бронезащиты или даже полный выход танка из строя. Более уязвимой, несмотря на большую толщину, являлась лобовая деталь башни, расположенная с незначительным углом наклона. 100-мм и 122-мм орудия пробивали её уже с расстояния в 1500 м. По западным данным, единственным орудием, способным пробить броню «Тигра II», являлась 76-мм противотанковая пушка QF 17 pounder, появившаяся на завершающем этапе войны. При использовании подкалиберных снарядов с отделяющимся поддоном она поражала лоб башни с 1000 м, а нижнюю лобовую бронеплиту корпуса - с 1100 м. Однако эти данные показывают лишь теоретические возможности орудия, в реальности же снаряды такого типа отличались низкой точностью и малым заброневым действием, а также были склонны к рикошету при попадании в наклонную броню. Не вызывает сомнения тот факт, что «Королевский тигр» дуэльно превосходил все танки как по бронированию, так и по точности и бронепробиваемости орудий. Однако, во-первых, подобные столкновения «лоб в лоб» «один на один» были весьма редки, а во-вторых, к концу войны советские войска уже имели определённый опыт борьбы с немецкой тяжёлой бронетехникой. Советские танкисты старались вести маневренный бой, для которого «Тигр II» подходил менее всего. К примеру, при обследовании «Королевских тигров», подбитых в ходе Балатонской операции, было выяснено, что 90 % попаданий приходилось в бортовые и кормовые броневые листы. Таким образом, для большинства советских танков и САУ заключительного периода Великой Отечественной войны «Королевский тигр» вовсе не являлся неуязвимым противником. Однако не следует забывать, что и советские танки были весьма уязвимы для снарядов орудия KwK 43 L/71. Ещё больше осложняла борьбу с «Королевским тигром» сравнительно высокая скорострельность его орудия. Таким образом, действуя в обороне, из засад, как истребитель танков, «Королевский тигр», управляемый опытным экипажем, был для советских танкистов предельно опасен и мог уничтожить несколько танков прежде, чем он сам будет обнаружен и обезврежен. В этом случае снижалась роль низких ходовых качеств танка. Однако обстановка на фронтах в большинстве случаев диктовала иную тактику действия «Тигров II», резко снижающую их эффективность. Что же касается бронетехники союзников, то американские и английские танки не были способны эффективно противостоять «Королевскому тигру». Этим объясняется тот факт, что на Западном фронте союзники чаще всего использовали против «Тигров II» авиацию. В частности, 18 июля 1944 года (на следующий день после разгрома 503-м тяжелотанковым батальоном 148-го Королевского танкового полка), в рамках начавшейся операции «Goodwood», позиции немецких войск у города Кан, в том числе и позиции 503-го тяжелотанкового батальона, бомбило около 210 самолётов. Таким образом, можно утверждать, что по комплексу «огневая мощь &mdash броневая защита» танк «Королевский тигр» был одним из сильнейших танков &mdash участников Второй мировой войны. Однако многочисленные недостатки его конструкции, особенно в силовой установке и ходовой части, огромный вес, низкая надёжность, а также оперативно-тактическая обстановка, не позволявшая в полной мере использовать преимущества «Тигра II», обусловили общий достаточно низкий потенциал машины и не дали «Королевскому тигру» оказать существенное влияние на ход боевых действий заключительного периода Второй мировой войны. Прямых аналогов «Королевского тигра» не существовало. Танк имел очевидную направленность на истребление себе подобных, что не позволяет соотносить его с советским тяжёлым танком прорыва ИС-2, ориентированным в первую очередь на преодоление укреплённых позиций и поддержку пехоты. Однако, бронирование лба корпуса и противотанковые возможности орудия были крайне близки, а резко снизившееся в 1944 году качество приборов наблюдения Германии сократило разрыв между ними. Танки западных союзников M26 «Першинг», «Черчилль» и M6 по своим характеристикам даже близко не подошли к «Тигр II» и так же, как и ИС-2, основной своей целью имели поддержку пехоты и прорыв линий обороны. Единственными условными аналогами по массе можно считать советские танки ИС-7 и КВ-5, но, как и ИС-2, они предназначались главным образом для прорыва мощных оборонительных полос противника.
Фото именно той модели, которая продаётся – в отличном состоянии, без косяков (приклеенные гусеницы - это шедевр производителя, свойственный всей серии)