СУ-122 – советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса штурмовых орудий (с некоторыми ограничениями могла использоваться и в качестве самоходной гаубицы) периода Второй Мировой Войны (WWII). Предпосылками для создания СУ-122 стали необходимость максимального упрощения конструкции танка Т-34 в тяжёлых для СССР военных условиях середины 1942 года и стремление дать танковым и механизированным частям мощное и высокомобильное средство огневой поддержки. Танки предвоенного и первого военного периода, при всей видимой мощи этого вооружения, имели достаточно серьезный недостаток - эффективный огонь по противнику они могли вести на достаточно коротких расстояниях, 600-900 м. из-за ограниченного обзора и отсутствия стабилизатора орудия, причем под огнем вражеской артиллерии. Вот тут-то и появилась необходимость в артиллерии, которая могла не отставать от мобильных танковых частей и стреляла из-за наступающих танков (не обязательно прямой наводкой) и подавляющие противотанковые батареи противника огнем своих больших калибров как раз в тот короткий период времени, который необходим танкам для выхода на расстояние эффективной работы собственного вооружения. Ещё в межвоенное время советские военные теоретики интенсивно работали над оснащением Рабоче-крестьянской Красной армии самоходной артиллерией. В начале 1930-х годов из-за слабости собственной конструкторской школы и материально-технической базы проект безбашенной, полностью бронированной боевой машины был заказан в Германии, фирме «Даймлер-Бенц», но подрядчик затребовал тройную стоимость относительно её первоначального значения и проект был отклонён советской стороной. Спустя какое-то время идея оказалась «к месту» в Третьем рейхе. Ко времени вторжения во Францию в опытную эксплуатацию в вермахт поступили так называемые «штурмовые орудия» (нем. Sturmgeschütz) StuG III на базе среднего танка PzKpfw III. Их боевой дебют оказался весьма успешным, они прочно заняли своё место в вермахте. Этот успех не остался незамеченным в СССР, и в конце 1940 - начале 1941 года вновь был поднят вопрос о создании их аналога либо в виде безбашенной САУ, как StuG III, либбо более привычного для СССР «артиллерийского танка» по типу серийных БТ-7А. Начало Великой Отечественной войны положило конец этим предварительным идеям. За 1941 год танковые войска РККА понесли катастрофические потери в материальной части, ресурсно-сырьевой базе и производственных мощностях. Ряд предприятий оборонной промышленности был успешно эвакуирован, но в условиях развёртывания производства на новых местах и разрушенных связей со смежниками, решением стало упрощение и удешевление конструкции выпускаемых танков. УЗТМ разработали несколько проектов безбашенных штурмовых танков на ходовой части Т-34, в т.ч. со 122-мм гаубицей обр. 1938 г. М-30 на тумбовой установке. За счёт отказа от башни удалось на 27 % снизить трудоёмкость изготовления, а полученный резерв по массе порядка 1,8-2,1 тонны можно было использовать для усиления лобового бронирования до толщины 75 мм и более. Но из-за большой занятости УЗТМ заданием по освоению серийного выпуска Т-34 в производство они не пошли до тех пор, пока 19 октября 1942 года Государственный Комитет Обороны обязал УЗТМ и завод № 592 срочно разработать бронированную 122-мм самоходную гаубицу для подавления огневых точек и борьбы с танками противника. В тот же день первые серийные танки Т-34 покинули сборочные линии УЗТМ и появилась возможность сконцентрировать на этом задании значительные инженерно-конструкторские силы. В итоге уже 30 ноября 1942 года прототип приступил к испытаниям и со списком из 48 необходимых доработок конструкции САУ была принята на вооружение с индексом СУ-122 и запущена в серийное производство на Уральском заводе тяжёлого машиностроения (УЗТМ, Уралмаш). В процессе производства машина подвергалась многочисленным доработкам. Ранней весной 1943 года был подвергнут тестовому обстрелу захваченный в предшествующих боях новый немецкий тяжёлый танк PzKpfw VI Ausf.H «Тигр». Результаты обстрела неподвижного трофейного танка с дистанции 500-600 метров оказались совершенно неутешительными для СУ-122 - хотя 122-мм кумулятивный снаряд БП-460А уверенно пробивал по нормали броневую плиту толщиной до 140 мм, из 15 выстрелов не удалось добиться ни одного попадания в эту мишень. Это фактически поставило крест, хотя и не сразу, на дальнейшем развитии крупнокалиберных орудий с низкой баллистикой, предназначенных для установки в танк или САУ. Выпуск СУ-122 был прекращён в августе 1943 года из-за перехода на производство истребителей танков СУ-85, созданных на базе СУ-122. Всего было построено 636 самоходок. Наиболее массово СУ-122 применялись в наступательных кампаниях второй половины 1943 года, но и после снятия с производства активно и успешно использовались в боях вплоть до окончания Великой Отечественной Войны. Уже в первых боях СУ-122 получила большое количество положительных отзывов от стрелковых частей и оказалась весьма удачной, несмотря на недостатки, и востребованной для выполнения боевых задач по прорыву вражеской обороны, что дополнительно подтверждается просьбами фронтовых командиров уже после её снятия с производства выделить им именно СУ-122. Серьёзной слабостью у СУ-122 было отсутствие пулемёта. Хотя самоходки по тактическим планам должны были вести бой во втором эшелоне боевых порядков атакующих танков или пехоты, в реальном сражении высока вероятность наткнуться на пропущенную первым эшелоном группу вражеских пехотинцев. Кроме того, достаточно часто, особенно в 1943&mdash1944 годах, практиковалось использование СУ-122 как безбашенных танков в первых эшелонах боевых порядков, где важность наличия пулемёта трудно переоценить. Без прикрытия со стороны своей пехоты СУ-122 была практически беззащитна в ближнем бою и легко могла быть уничтожена противотанковой гранатой (ручной или из гранатомёта). Особенно остро этот недостаток ощущался в боях в населённых пунктах, где соприкосновение с противником бывает весьма плотным и к перечисленным опасностям добавляется сбрасывание противотанковых мин с верхних этажей зданий.
Производитель модели – французская компания Altaya, один из флагманов, создающих уникальные модели своего собственного дизайна. Данные модели выходили в журнальных сериях во многих странах мира– Франции, Германии, Италии, Великобритании и других странах. Качество исполнения моделей хорошее, окрас и символики соответствуют реальным машинам. Материала корпуса – металл; башня, ходовая и обвес – пластик. Масштаб 1/72 (1:72).