Пехотный танк Mk.III «Валентайн» (англ. Infantry Tank Mk.III «Valentine») - британский пехотный танк периода Второй мировой войны, лёгкий по массе. Спроектирован в 1938 году фирмой Vickers-Armstrongs. За время серийного выпуска, с июня 1940 по апрель 1944 года, Великобританией и Канадой выпущено 8275 «Валентайнов», что сделало его самым многочисленным британским танком Второй мировой. Состоял на вооружении Великобритании и ряда стран Британского Содружества, также в значительных количествах поставлялся по программе ленд-лиза в СССР. Использовался вплоть до 1945 года и признан военными специалистами одним из наиболее удачных танков в своём классе. После войны оставался на вооружении Новой Зеландии до 1955 года. Работы по «Валентайну» стартовали в самом начале 1938 года. Проект был частной инициативой фирмы «Виккерс» и поэтому не имел официального проектного «A»-обозначения, в отличие от других британских танков. Отправной точкой для создания «Валентайна» послужили три ранее созданные фирмой «Виккерс» машины - крейсерские танки Mk I (A9) и Mk II (A10), а также пехотный танк «Матильда Mk I» (A11). Новый танк проектировался как пехотный, но в то же время предполагалось использовать на нём удачные решения, применённые на крейсерских танках, а также как можно большее количество их узлов и агрегатов. Вертикальное бронирование планировалось оставить 60 мм, как и на A11, но вооружение должно было по сравнению с последним возрасти с пулемёта до 40-мм пушки в двухместной башне. Чтобы при заданном уровне бронирования не допустить чрезмерного возрастания массы танка, что повлекло бы за собой невозможность использования ходовой части и моторно-трансмиссионной установки A10, конструкторам «Валентайна» пришлось пойти на максимальное ужатие габаритов будущего танка. Получившийся в результате танк сложно было однозначно отнести к пехотным или к крейсерским танкам - к 1940 году его бронирование было несколько заниженным по меркам пехотных танков, но низкая скорость (вдвое ниже, чем у крейсерского Mk III) не позволяла ему стать и крейсерским. В дальнейшем, однако, как показала практика, он довольно успешно сумел выступить в обеих ролях. Поначалу проект был отвергнут военными прежде всего из-за двухместной башни, которая вынуждала командира танка заниматься ещё и обслуживанием орудия, что в то время считалось британскими военными специалистами неприемлемым. Хотя фирмой «Виккерс» была также разработана для новой машины специальная 40-мм автоматическая пушка с близкими к 40-мм противотанковой пушке характеристиками, заметно сводившая на нет этот недостаток, такой вариант не был принят военным министерством. Но близость возможной войны поспособствовала принятию танка на вооружение, и более чем год спустя, 14 апреля 1939 года, фирме «Виккерс» был выдан заказ на производство первой серии «Валентайнов». Первоначально новый танк получил стандартное войсковое обозначение - «Танк пехотный, модель 3» (англ. Tank Infantry Mk III), а отдельные модификации должны были обозначаться звёздочками в названии, например, Tank Infantry Mk III***, но позднее, для удобства, танку было присвоено имя собственное - «Валентайн» (англ. Valentine), а отдельные модификации получили цифровое наименование, например, Valentine Mk III (или просто Valentine III). Первый серийный «Валентайн» сошёл с конвейера фирмы «Виккерс» в мае 1940 года, а в июле того же года к производству подключились фирмы «Metro Cammell» и «Birmingham Railway Carriage & Wagon Co.». Общий объём выпуска первой модификации «Валентайна», Valentine Mk I, оснащённой бензиновым двигателем AEC A189, составил, по разным данным, от 309 до 350 единиц. Вскоре было развёрнуто производство ещё двух версий. Valentine Mk II отличался от первоначальной модификации дизельным двигателем AEC A190, уменьшенным объёмом внутреннего топливного бака и дополнительным внешним баком, новой радиостанцией № 19, а также рядом более мелких отличий. Valentine Mk IV был в целом идентичен Mk II, но отличался установкой импортного американского дизельного двигателя GMC 6-71 6004 и иной трансмиссии. Всего было произведено, по разным данным, от 700 до 1590 Mk II и 660 Mk IV. Весной 1940 года заказ на производство «Валентайнов» был выдан также канадской железнодорожной фирме Canadian Pacific Railway (C.P.R.). Первый серийный танк сошёл со сборочных линий в июне 1941 года, а полномасштабное производство было развёрнуто к осени того же года. Основная сборка производилась в цехах «Ангус» (Angus Shops), принадлежавших данной фирме и расположенных в восточной части Монреаля (ныне - округ Rosemont-La Petite Patrie), в провинции Квебек. Оттуда же ж/д сообщением «Валентайны» направлялись в порт, откуда погружались на борт для межконтинентальной доставки. Все канадские «Валентайны» имели двухместную башню, 40-мм пушку QF 2 pounder и двигатель GMC 6-71 6004. Существовали две основные канадские модификации «Валентайна» - Valentine Mk VI и Valentine Mk VII. Первая из них по конструкции была практически идентична произведённым в Великобритании машинам модификации Mk IV. Вторая же подверглась изменениям с целью упрощения производства и отличалась заменой ряда британских узлов и деталей на уже производившиеся в Канаде и США, а также использованием литых деталей броневого корпуса вместо катаных - башни, лобовой части корпуса и крыши моторного отделения. Одним из наиболее заметных внешне её отличий был пулемёт Браунинг M1919A4, установленный вместо британского BESA. По мере налаживания производства появилась модификация Valentine VIIA для соответствия выпускавшейся параллельно в Великобритании модификации Mk IV и имевшей ряд мелких улучшений - дополнительные сбрасываемые внешние топливные баки, более мощную радиостанцию No.19, улучшенную электропроводку, масляный радиатор, новые амортизаторы подвески, дополнительные аккумуляторы и стальные уголки, привариваемые по периметру башни и защищавшими её от заклинивания попавшим в основание снарядом. Всего до окончания серийного производства в середине 1943 года в Канаде было выпущено 1420 «Валентайнов», из которых абсолютное большинство, 1388 единиц, было поставлено в СССР по программе ленд-лиза, а оставшиеся 32 танка сохранены для учебно-тренировочных целей. Точные цифры выпуска танков каждой из модификаций неизвестны, но в некоторых источниках говорится о том, что пулемётами BESA (и следовательно, относились к модификации Mk VI) были оборудованы только первые 15 серийных машин. Это согласуется и с данными о том, что «Валентайны» модификации Mk VI в СССР не поставлялись несмотря на то, что в СССР были отправлены почти все канадские «Валентайны». Одним из основных недостатков ранних модификаций «Валентайна» считалась двухместная башня, поэтому ещё до запуска танка в производство на фирме «Виккерс» были начаты работы по созданию её трёхместного варианта. Основная трудность при этом заключалась в том, что размеры подбашенной коробки не позволяли увеличить диаметр погона башни. Для освобождения места для третьего члена экипажа в башне установка пушки была сдвинута вперёд на 203 мм, а кормовая ниша примерно на столько же назад для создания противовеса и сохранения уравновешивания башни. В результате появилось место для командира за казённой частью орудия. Соответственно, радиостанция переместилась вместе с ним, в кормовую нишу. Вес новой трёхместной башни увеличился приблизительно на полтонны по сравнению с двухместной, поэтому, чтобы не допустить чрезмерного увеличения веса танка и сохранить ходовые характеристики на прежнем уровне, конструкторам пришлось пойти на уменьшение толщины бортовой брони с 60 до 50 мм. Первый «Валентайн» с трёхместной башней поступил на испытания 13 апреля 1942 года и вскоре было развёрнуто его серийное производство. Существовало две модификации «Валентайна» с трёхместной башней - Valentine Mk III и Valentine Mk V, различавшихся двигательной установкой - AEC A190 и GMC 6-71 6004, соответственно. Всего было выпущено 606 танков модификации Mk III и 1216 - модификации Mk V. Интересно также то, что по документам фирмы «Виккерс», трёхместная башня была готова к серийному производству ещё в 1939 году. Причины запуска в производство в таком случае варианта с двухместной башней не вполне ясны, но это могло быть вызвано тем обстоятельством, что на двухместной башне ствол орудия в положении вперёд не выступал за пределы корпуса, в отличие от трёхместной, чему в те годы придавалось немалое значение. На момент создания «Валентайна» 40-мм пушка QF 2 pounder была единственным возможным вариантом противотанкового орудия в Соединённом Королевстве. Однако её низкая эффективность с самого начала была ясна британским военным специалистам. К 1941 году появилась значительно более мощная 57-мм пушка QF 6 pounder и были начаты работы по установке её на «Валентайн». За основу был взят вариант с трёхместной башней, но значительно большая, по сравнению с 40-мм орудием, казённая часть 57-мм пушки не оставила в башне места для третьего члена экипажа. Кроме этого, в башне не оказалось места ни для спаренной установки пулемёта, ни для дымового миномёта. Проблема с отсутствием миномёта была отчасти решена установкой 102-мм однозарядных дымовых гранатомётов на борту башни, но пулемёта вооружённые 57-мм орудием танки поначалу не имели вовсе. Для сохранения на прежнем уровне массы танка из-за вновь потяжелевшей башни, толщину бортового бронирования пришлось вновь уменьшить, на этот раз до 43 мм. В таком варианте выпускались две модификации «Валентайна» - Valentine Mk VIII и Valentine Mk IX, отличавшихся двигательной установкой - AEC A190 и GMC 6-71 6004, соответственно. На последних 300 выпущенных машинах модификации Mk IX двигатель был форсирован до 175 л. с. По данным фирмы «Виккерс», производство «Валентайнов» с пушкой QF 6 pounder началось в декабре 1941 года, таким образом, он стал первым британским танком, вооружённым этим орудием. С июня 1943 года началось производство новой модификации с 57-мм орудием, Valentine Mk X. От предыдущих модификаций она отличалась размещением в башне, за счёт сокращения боекомплекта пушки, пулемёта BESA в автономной установке. Все танки модификации Mk X оснащались форсированным до 175 л. с. двигателем GMC 6-71 6004. Вскоре после начала производства Mk X оказалось, что вместо 57-мм пушки на танке можно без проблем установить 75-мм пушку OQF 75 mm, которая имела почти те же размеры, что и QF 6 pounder. Несмотря на больший калибр, пушка имела значительно меньшую начальную скорость снаряда и как следствие, худшую бронепробиваемость, но к ней, в отличие от 57-мм пушки, имелся достаточно эффективный фугасный снаряд. Модификация с 75-мм пушкой получила обозначение Valentine Mk XI и была, за исключением пушки, идентична Mk X. Танки Mk XI позднего выпуска, однако, получили также литую носовую часть корпуса, заимствованную у канадских «Валентайнов». Точные цифры выпуска каждой из модификаций «Валентайна» с 57-мм и 75-мм орудиями неизвестны, имеются данные лишь о 685 выпущенных танках модификации Mk IX. Всего же танков модификаций Mk VIII - Mk XI было выпущено 2474 единицы, что составило менее 30 % от общего числа выпущенных «Валентайнов». Броневой корпус и башня «Валентайна» собирались при помощи заклёпок, болтов и шпонок, из катаных броневых плит и листов, толщиной от 7 до 60 мм. Необычным являлся метод сборки - в отличие от клёпаных корпусов других танков, собиравшихся на каркасе, детали корпуса «Валентайна» соединялись непосредственно друг с другом. Это избавляло танк от дополнительного веса каркаса и занимаемого им объёма, однако требовало специальной высокоточной обработки деталей, чтобы обеспечить их плотное прилегание друг к другу. На производившихся в Канаде «Валентайнах» (модификации Mk VI и Mk VII) для повышения технологичности производственного процесса лобовая часть корпуса и крыша моторного отделения изготавливались литыми, также литая лобовая часть корпуса позже использовалась на части производившихся в Великобритании танков модификации Mk XI. Кроме этого, в процессе производства постепенно задействовалась сварка. С 1942 года при помощи сварки начали соединяться листы днища, с 1943 года - лобовая часть, а незадолго до окончания выпуска была изготовлена партия «Валентайнов» с полностью сварными корпусами и башней. В профиле, броневой корпус «Валентайна» имел форму сплюснутого восьмиугольника. Нижние его грани были образованы бронелистами днища и имели толщину 20 мм в лобовой части, под отделением управления, для защиты от противотанковых мин и 7 мм в остальных частях. Строго вертикальные боковые грани имели толщину 60 мм и образовывали основное бортовое бронирование танка. На модификациях Mk III и Mk V их толщина была сокращена до 50 мм, а на модификациях Mk VIII - Mk XI - до 43 мм. Лобовая часть танка имела типичную для того времени ступенчатую форму и состояла из вертикальной верхней плиты толщиной 60 мм, средней плиты толщиной 30 мм, расположенной под углом в 68° к вертикали и нижней плиты 60-мм толщины, расположенной под углом в 21°. Кормовая часть корпуса состояла из вертикальной нижней плиты толщиной 60 мм и сильно наклонённого верхнего листа толщиной 17 мм. Моторное отделение было отделено от боевой броневой перегородкой. Башня «Валентайнов» всех модификаций имела цилиндрическую форму, с кормовой нишей и устанавливалась на подбашенной коробке на шариковой опоре. На танках ранних выпусков башня целиком, за исключением литой маски орудия, собиралась из катаных броневых листов и плит, на более поздних машинах вертикальные стенки башни изготавливались из двух литых деталей. Борта башни имели толщину 60 мм, лобовая и кормовая часть, а также маска орудия - 65 мм. Вращение башни осуществлялось при помощи электропривода, имелся также винтовой механизм ручного поворота. Башня всех модификаций имела вращающийся пол. На модификациях с двухместной башней члены экипажа располагались по обеим сторонам от орудия, на модификациях с трёхместной башней орудие было смещено вперёд и за его казённой частью располагался командир. Основным вооружением «Валентайнов» модификаций Mk I - Mk VII являлся танковый вариант 40-мм противотанковой пушки QF 2 pounder Mk IX. Длина ствола пушки составляла 52 калибра / 2080 мм, начальная скорость снарядов различных типов - от 790 до 850 м/с. Орудие размещалось на цапфах в спаренной с пулемётом установке и имело углы вертикального наведения от −15 до +20°. Вертикальная наводка осуществлялась вручную, качанием орудия при помощи плечевого упора, а горизонтальная - поворотом башни. Для наведения орудия использовался прицел № 30, имевший увеличение 1,9× и поле зрения 21°. Боекомплект 40-мм пушки составлял 60-62 унитарных выстрела, укладка для боекомплекта располагалась на полике башни. «Валентайны», как с 40-мм, так и с 57-мм пушкой снабжались, как правило, исключительно бронебойными снарядами. 40-мм осколочные снаряды практически не использовались экипажами из-за крайне малого заряда взрывчатого вещества и как следствие, очень низкой эффективности. В СССР со второй половины 1942 года выпускались осколочные снаряды собственной разработки к QF 2 pounder (по техпроцессу 37-мм зенитных снарядов), также известно об использовании в СССР с того же периода 57-мм осколочных снарядов. «Валентайны» модификаций Mk VIII - Mk X были вооружены танковым вариантом 57-мм противотанковой пушки QF 6 pounder, модификации Mk III или Mk V. Пушка модификации Mk III имела длину ствола 43 калибра / 2451 мм, а модификация Mk V имела длину ствола 50 калибров / 2850 мм и оборудовалась дульным тормозом. Пушка размещалась на цапфах и наводилась в вертикальной плоскости при помощи винтового механизма. Углы вертикального наведения составляли от −8 до +17°. Спаренного пулемёта пушка не имела, на танках модификации Mk X пулемёт размещался в отдельной установке. Для наведения орудия использовался прицел № 39 Mk IIS (увеличение 1,9×, поле зрения 21°) с пушкой модификации Mk III и прицел № 39 Mk IV (увеличение 3×, поле зрения 13°) с пушкой модификации Mk V. Боекомплект 57-мм пушки на модификациях Mk VIII и Mk IX составлял 53 унитарных выстрела с бронебойными снарядами. На модификации Mk X он был сокращён до 44 выстрелов из-за размещения башенного пулемёта и боекомплекта к нему. Укладка для боекомплекта располагалась большей частью на полике башни, а также частично на полу боевого отделения рядом с ним. «Валентайны» модификации Mk XI в качестве основного вооружения получили 75-мм пушку OQF 75 mm, имевшую длину ствола 36,5 калибров / 2737 мм. Орудие размещалось в аналогичной QF 6 pounder установке, но имело углы вертикального наведения от −12,5 до +20°. Наведение орудия осуществлялось при помощи прицела № 50 × 3, имевшего увеличение 3× и поле зрения 13°. Боекомплект 75-мм пушки составляли 46 унитарных бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов, укладка боекомплекта располагалась аналогично танкам с 57-мм пушкой. Вспомогательным вооружением «Валентайнов» модификаций Mk I - Mk VI являлся 7,92-мм пулемёт BESA, спаренный с пушкой. На канадской модификации Mk VII его место занимал 7,62-мм пулемёт Браунинг M1919A4. Боекомплект пулемёта составлял 3150 7,92-мм патронов, в 14 лентах по 225 патронов или 3500 7,62-мм патронов в 70 лентах по 50 патронов, для Mk VII. На модификациях Mk VIII и Mk IX спаренный пулемёт отсутствовал, а на модификациях Mk X и Mk XI пулемёт размещался в независимой установке, боекомплект составлял 1575 патронов. Часть «Валентайнов» также оборудовалась зенитной установкой на крыше башни, на которой размещался лёгкий 7,7-мм пехотный пулемёт Bren. Его боекомплект составлял 700 и позднее 764 патрона в магазинах по 28 и 100 патронов.
Помимо этого, «Валентайны» модификаций Mk I - Mk VII оборудовались 50,8-мм дымовым миномётом, размещавшимся в отдельной установке справа от спаренного пулемёта и имевшим углы вертикальной наводки от +5 до +37°. Боекомплект миномёта состоял из 18 дымовых мин, в РККА для стрельбы из него использовались также осколочные мины для советского 50-мм миномёта. На модификациях Mk VIII - Mk XI в связи с его ликвидацией, на правом борту башни устанавливались два 102-мм дымовых гранатомёта. Для наблюдения за полем боя экипажу «Валентайна» служили перископы «Виккерс» Mk IV, дававшие круговой обзор. Двумя из них было оборудовано место механика-водителя, также наблюдение могло вестись им через смотровой люк в середине верхней лобовой бронеплиты. По своему перископу в башне на «Валентайнах» модификаций Mk I, Mk II, Mk IV, Mk VI и Mk VII имели наводчик и командир. На «Валентайнах» модификаций Mk III и Mk V с трёхместной башней число перископов осталось неизменным, хотя изменилось их расположение, поскольку командир теперь находился в корме башни. На танках модификаций Mk VIII - Mk XI командир получил дополнительный перископ. Кроме этого, начиная с модификации Mk II на крышке левого пистолетного порта в башне с внутренней стороны находилось зеркало заднего вида. Все «Валентайны» оборудовались радиостанцией, размещавшейся в кормовой нише башни. Ранние модификации оснащались радиостанцией № 11, имевшей радиус действия в 10 км на ходу, более поздние модификации получили радиостанцию № 19, имевшую радиус действия 25 км с места и 15 км на ходу. Кроме этого, танк оборудовался телефонным переговорным устройством. Силовой установкой «Валентайнов» всех модификаций служил рядный 6-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения. На «Валентайнах» модификации Mk I устанавливался карбюраторный двигатель AEC A189, мощностью 135 л. с. при 1900 об/мин. На всех остальных модификациях «Валентайна» устанавливались дизельные двигатели двух типов - британские четырёхтактные AEC A190, мощностью 131 л. с. при 1800 об/мин на модификациях Mk II, Mk III и Mk VIII и американские двухтактные GMC 6-71 6004, задроселированные до мощности 135 л. с. при 2000 об/мин на модификациях Mk IV - Mk VII. НаMk IX и Mk X и на части Mk IX, двигатель был мощностью 165 л. с.. На Mk XI двигатель был форсирован до 175 л. с. (210 л. с.). Два трубчатых радиатора системы охлаждения двигателя располагались в трансмиссионном отделении, над коробкой передач. Основной топливный бак располагался в моторном отделении слева от двигателя, его ёмкость составляла 240 л для машин с двигателем AEC A189, 145 л для машин с двигателем AEC A190 и 165 л для машин с двигателем GMC 6-71; ёмкость топливного бака постоянного давления составляла 25 л. Начиная с модификации Mk II был введён наружный цилиндрический топливный бак ёмкостью 135 л, размещавшийся на левой надгусеничной полке. Ходовая часть «Валентайна» была без значительных изменений унаследовала конструкцию ходовой части крейсерских танков Mk I и Mk II и по каждому борту состоит из шести обрезиненных опорных катков, трёх обрезиненных поддерживающих катков, обрезиненного ленивца и расположенного сзади ведущего колеса. Опорные катки каждого борта, из них два средних, диаметром 610 мм и четыре малых, диаметром 495 мм, сблокированы по три в две тележки. Большой каток каждой тележки располагается на первичном балансире, закреплённом на кронштейне на корпусе танка. К первичному балансиру шарнирно крепится вторичный, с размещённым на нём коромыслом с двумя малыми катками. Упругим элементом тележки служит пружинная рессора с телескопическим гидравлическим амортизатором, соединённая цапфами с первичным и вторичным балансирами. Конструкция подвески такова, что на катки большого диаметра приходится боольшая нагрузка, чем на остальные. Гусеницы «Валентайна» - стальные, двухгребневые, цевочного зацепления, каждая состояла из 103 траков шириной 356 мм и с шагом 112 мм. На танках модификации Mk I ранних выпусков применялись более узкие гусеницы, состоявшие из 73 траков, по конструкции аналогичные гусеницам крейсерских танков Mk III - Mk VI. В период войны состоял на вооружении Великобритании, СССР ) 3332 танка), Турции (150-200 танков, переданных Великобританией в 1942-1943 и 1945 годах), Франции (53 танка, переданных Великобританией войскам «Сражающейся Франции» в 1943 году), Португалии (36 «Валентайнов» Mk II, переданных Великобританией в 1942-1944 годах), Польши, а также захваченные танки использовались германскими войсками (по германской системе обозначений трофейной бронетехники, «Валентайн» носил обозначение Infanterie Panzerkampfwagen Mk II 748(e)). Первые «Валентайны» начали поступать в боевые части ещё осенью 1940 года. Первым соединением, получившим новые танки, стала сформированная в Великобритании 1-я польская танковая дивизия, к началу 1941 года «Валентайны» поступили также на вооружение британских танковых дивизий. К октябрю 1941 года в частях насчитывалось уже около 900 машин этого типа. Хотя «Валентайн» создавался как пехотный танк, в то время производство крейсерских танков не справлялось с запросами армии, поэтому «Валентайны» часто использовались в их роли. Поначалу, танк был довольно хорошо принят войсками. Несмотря на то, что он несколько уступал «Матильде» по бронированию, «Валентайн» имел превосходство в маневренности. По сравнению же с крейсерскими танками, такими как «Крусейдер», составлявшими в то время большинство британских танковых сил в Северной Африке, «Валентайн» значительно превосходил их в бронировании, которое в то время ещё обеспечивало надёжную защиту против большинства германских танковых и противотанковых орудий и имел более высокую надёжность. Его 40-мм пушка QF 2 pounder уже в те времена считалась откровенно слабой (хотя всё ещё вполне способной поражать броню тогдашних германских и итальянских танков), значительным недостатком также являлось отсутствие в её боекомплекте осколочных снарядов, но выбора у британцев не было, поскольку QF 2 pounder являлась ещё и единственным доступным им в то время противотанковым орудием. Ко времени битвы при Эль-Газале в мае - июне 1942 года, число «Валентайнов» в частях значительно увеличилось и они в значительной степени сменили «Матильды». Однако к тому времени, в связи со значительно увеличившимся бронированием германских танков, стал критическим один из основных недостатков «Валентайна» - слабое вооружение. С появлением же новых модификаций танков PzKpfw III и особенно PzKpfw IV с длинноствольными, соответственно, 50-мм и 75-мм орудиями, «Валентайн» начал терять своё основное преимущество - надёжное бронирование. Первая битва при Эль-Аламейне в июле 1942 года стала последней крупной операцией 8-й армии, в которой в заметных количествах использовались «Валентайны». К началу осени 1942 года стали в достаточных количествах доступны американские танки M3 «Грант» и M4 «Шерман», вооружённые 75-мм орудием, которым стали отдавать явное предпочтение и к началу 1943 года «Валентайнов» в составе 8-й армии почти не осталось. Ко времени высадки войск Союзников в Нормандии, «Валентайны» были переведены в разряд устаревших, в связи с появлением в больших количествах поставлявшихся из США танков M4 «Шерман» и британских «Кавалер», «Сентор» и «Кромвель». В связи с этим, «Валентайны» были выведены из первой линии танковых частей, однако часто применялись, обычно со снятыми и заменёнными муляжами пушками, в роли передвижных командирских и наблюдательных пунктов. Также, как и с другими устаревшими британскими танками, предпринимались попытки использования шасси «Валентайна» для создания специализированных машин, таких как минные тралы, прожекторные танки и другие, но в массовое производство поступили только три из них - мостоукладчик Valentine Bridgelayer, минный трал Valentine Scorpion и оборудованный системой для плавания Duplex Drive Valentine DD. СССР стал единственной страной, куда «Валентайны» поставлялись по программе ленд-лиза. В СССР было отправлено 3782 танка, или 46 % всех выпущенных «Валентайнов», в том числе почти все произведённые в Канаде машины. До места назначения дошло 3332 из них, остальные же 450 машин пошли на дно вместе с транспортами, перевозившими их. В СССР поставлялись «Валентайны» семи модификаций - Mk II, Mk III, Mk IV, Mk V, Mk VII, Mk IX и Mk X. Наиболее массовыми из них стали Mk IV, Mk VII и Mk IX, причём из числа последних в СССР с 1943 года поставлялись вооружённые пушкой QF 6 pounder Mk V с длиной ствола 50 калибров машины, в то время как в Великобритании оставались машины с более слабыми пушками QF 6 pounder Mk III с длиной ствола 43 калибра. «Валентайны» модификаций Mk IX и Mk X продолжали запрашиваться советской стороной для поставок по ленд-лизу почти до самого конца войны. Во многом благодаря этому «Валентайны», считавшиеся в Великобритании устаревшими и почти не использовавшиеся уже к середине 1943 года, оставались в производстве до апреля 1944 года, или по некоторым данным, даже до начала 1945 года. В РККА «Валентайны» назывались чаще всего «MK.III» или «MK.3», иногда по названию - «Валентайн» или, реже, «Валентин» (В мемуарах фронтовиков также встречается искажённое название танка «Валя-Таня»). Отдельные модификации в названиях выделялись нечасто и обозначались обычно в виде «Валентайн VII». Помимо линейных танков, в 1944 году в СССР было поставлено также 25 мостоукладчиков Valentine Bridgelayer, получивших название «MK.IIIM». Первые «Валентайны» поступили в войска в ноябре 1941 года, поначалу в незначительных количествах. По документам немецкой стороны, впрочем, первое их столкновение с «Валентайнами» в бою на Восточном фронте произошло ещё 25 ноября, раньше, чем с британскими машинами в Северной Африке. В РККА «Валентайны» получили разные оценки. Командование довольно высоко оценивало «Валентайны» из-за тактико-технических характеристик и в августе 1942 года даже направило запрос на увеличение поставок их в СССР. Как и остальная британская техника, они были сложны в эксплуатации и в руках, не имевших должного опыта экипажей, к которым они обычно попадали на начальном этапе войны, часто выходили из строя. Кроме того «Валентайны» оказались совершенно не приспособлены к климатическим условиям фронтов советско-германской войны. В последующем, однако, с накоплением опыта обращения с иностранной бронетехникой, эти проблемы были успешно преодолены. Нарекания вызывало также слабое вооружение «Валентайна». Его 40-мм пушка уже к 1942 году успела устареть в роли противотанковой и уступала по мощности всем советским танковым орудиям, вдобавок осколочных снарядов к ней не имелось. Чтобы исправить это, было решено в скорейшие сроки перевооружить танки отечественной артсистемой. Уже в декабре 1941 года, всего за две недели, на заводе № 92 в Горьком один «Валентайн» был в опытном порядке перевооружён советской 45-мм пушкой и 7,62-мм пулемётом ДТ. Новый танк получил заводское обозначение ЗИС-95 и был в конце того же месяца отправлен в Москву, но до серийного производства дело так и не дошло. Проблема с отсутствием осколочных снарядов была, впрочем, успешно разрешена путём запуска в производство со второй половины 1942 года осколочных зарядов собственной разработки. За 1942 год число «Валентайнов» в частях значительно возросло. Особенно много танков этого типа участвовало в битве за Кавказ в 1942-1943 годах, что объяснялось близостью данного театра военных действий к Иранскому каналу поставок техники и вооружения. К тому времени была найдена эффективная тактика использования иностранных танков совместно с советскими. Танки шли в наступление эшелонами, в первом - наиболее тяжело бронированные КВ и «Матильда CS», во втором - Т-34, а в третьем - «Валентайны» и Т-70. В частях «Валентайны» нередко подвергались переделкам с целью приспособления танка к местным особенностям эксплуатации, в основном с целью повышения проходимости, например, путём приварки к гусеницам стальных пластин с целью увеличения их площади. «Валентайны» использовались практически на всём протяжении советско-германского фронта, от самых южных участков, до самых северных. Особенно «Валентайн», за его маневренность, ценили кавалерийские части, до конца войны они, наряду с Т-34, оставались основными танками кавалерийских корпусов. «Валентайн» изначально создавался как простой, надёжный и дешёвый в производстве танк. Стоимость его производства была на 20 %, а трудоёмкость изготовления - на 30 % ниже, чем «Матильды». Значительно повышали надёжность танка применение двигателя и трансмиссии от коммерческого автомобиля, а также отработанная на крейсерских танках конструкция подвески. Танк имеет наиболее плотную общую компоновку. Несмотря на очевидные преимущества в виде меньшей заметности машины на поле боя, это повлекло за собой тесноту боевого отделения. Вдобавок, стараясь уменьшить общую высоту машины, конструкторы фирмы «Виккерс» пошли даже на отказ от командирской башенки, что сложно отнести к удачным решениям. Основным преимуществом «Валентайна» в бою являлось мощное бронирование. На 1940 год 60-65-мм вертикальная броня, защищавшая его со всех сторон (за исключением верхнего кормового листа) считалась крайне мощной, особенно с учётом весовой категории «Валентайна». К 1941 году, когда «Валентайны» вступили в бой, оно всё ещё обеспечивало надёжную защиту от большинства танковых и противотанковых орудий. Слабым местом бронирования являлся верхний кормовой лист, несмотря на значительный наклон, имевший толщину всего 17 мм, но вероятность его поражения в бою была сравнительно невелика. Для любых орудий 37-мм калибра, в частности для германской Pak 35/36 танк был практически неуязвим, даже подкалиберные снаряды могли пробить его броню лишь на предельно близких дистанциях при удачном стечении обстоятельств. От калиберных снарядов орудий калибра 47-50 мм бронирование «Валентайна» Mk I-II также обеспечивало защиту на большинстве дистанций боя, равно как и от бронебойных снарядов 75-мм противотанковой пушки Pak 97/38 (кумулятивные снаряды данного орудия обеспечивали уверенное поражение английского танка). Короткоствольная 75-мм танковая пушка KwK 37, стоявшая на ранних модификациях PzKpfw IV, могла пробить броню «Валентайна» лишь кумулятивным снарядом. 50-мм подкалиберный снаряд очень эффективен против брони «Валентайна» на всех дистанциях боя. Резко изменилась ситуация с появлением к 1942 году в значительных количествах PzKpfw IV, вооружённых длинноствольным 75-мм орудием KwK 40 и 75-мм противотанковой пушки Pak 40. Оба этих орудия не имели проблем с поражением «Валентайна» калиберными снарядами на дистанции в 1000-1500 м. Массовое распространение этих орудий к 1943 году сделало бронирование «Валентайна» устаревшим. Пушки же тяжёлых германских танков не имели проблем с пробитием его брони практически на любых дистанциях боя. К 1944-1945 годам его броня без труда пробивалась почти всеми танковыми и противотанковыми орудиями. При этом, несмотря сравнительно слабую двигательную установку, «Валентайн» обладал хорошей маневренностью, которая во многом и позволила ему оставаться на вооружении кавалерийских частей РККА до конца войны. Ряд особенностей конструкции «Валентайна» повышал живучесть машины и выживаемость экипажа в случае её подбития. Так, несмотря на плотную компоновку, топливные баки располагались в моторном отделении, вне обитаемых мест танка. В сочетании с дизельным двигателем, применявшимся на большинстве «Валентайнов», это уменьшало пожароопасность и значительно повышало выживаемость экипажей в случае, если пожар всё же возникал. Броневая противопожарная перегородка между моторным и боевым отделениями дополнительно защищала экипаж, а в случае взрыва боекомплекта - защищала моторно-трансмиссионную группу, повышая шансы на последующее восстановление танка. Впрочем, вероятность взрыва боекомплекта была также снижена, за счёт размещения его целиком на полу боевого отделения, где шансы на попадание в него вражеского снаряда были значительно меньше. Заднее расположение трансмиссионного отделения также повышало живучесть танка, снижая вероятность попадания в него, но вынос тормозных барабанов за пределы корпуса, безусловно являлся минусом. Подвеска «Валентайна», несмотря на хорошие мягкость и плавность хода, также снижала живучесть машины, так как при выходе из строя любого из опорных катков, танк продолжать движение уже не мог. Ощутимым недостатком «Валентайна», связанным как с ужатостью корпуса, так и с расположением боекомплекта, был малый боезапас - всего 60 40-мм или 44-46 57-мм или 75-мм выстрелов (для танков того времени, вооружённых 37-40-мм орудиями, он обычно составлял около 100-170 выстрелов, для танков с 50-76-мм орудиями - около 60-100 выстрелов). Из-за специфического же расположения заклёпок и болтов в деталях корпуса «Валентайна», привычная опасность, что при снарядном, а порой даже при пулевом обстреле, заклёпки отскакивали внутрь корпуса, становясь опасными поражающими элементами, во многом отсутствовала. Условия работы экипажа «Валентайна» не отличались комфортом. Ужатость компоновки привела к тесноте боевого отделения, ещё более усугубившейся на машинах с трёхместной башней или усиленным вооружением, ведь внешние размеры башни при этом почти не изменились. Впрочем, в РККА теснота боевого отделения нареканий со стороны экипажей не вызывала, поскольку у советских танков, например, у Т-34, оно было ещё теснее. Ещё хуже приходилось механику-водителю. Его рабочее место имело неудачную конструкцию - даже в небоевых условиях лучшим средством наблюдения для него оставался весьма небольших размеров смотровой люк в лобовой части корпуса. При этом использовать люки посадки-высадки для наблюдения водитель возможности не имел, так как они находились на крыше по сторонам от его рабочего места. В сочетании с большими усилиями, которые ему было необходимо прилагать к механизмам управления, всё это делало работу механика-водителя «Валентайна» очень тяжёлым занятием. Однако, в целом приборы наблюдения были просты и эффективны. Наличие уравнителей в Mk III и сервомеханизмов, несмотря на невысокую удельную мощность, позволяет обеспечивать удовлетворительную среднюю скорость танка порядка 13&mdash17 км/ч. Моторная группа и трансмиссия работали 150-200 часов. Основным фактором, ограничивавшим возможности для его дальнейшего развития была подвеска, изначально рассчитанная на 13-тонный A9. Последнее применение «Валентайнов» в РККА состоялось уже на Дальнем Востоке во время наступления советских войск в Маньчжурии. «Валентайны» в Великобритании и большинстве стран Содружества, их использовавших, с окончанием войны были сняты с вооружения и пущены на слом, однако в Новой Зеландии они оставались на вооружении вплоть до 1955 года. Поставленные СССР «Валентайны», находившиеся в исправном состоянии, с окончанием войны, по условиям ленд-лиза, должны были быть возвращены британской стороне, в случае её заинтересованности в этом. Однако большая часть «Валентайнов», как и другой поставленной по программе ленд-лиза техники, была представлена советской стороной как лом и уничтожена, а небольшая часть была передана Народно-освободительной армии Китая, которая использовала их в Гражданской войне в Китае в 1946-1949 годах.
Tank Infantry Mk III Valentine IV (Mk IV) - танк с двухместной башней и 60мм бронёй, модификация с дизельным двигателем GMC 6-71 и дополнительным внешним топливным баком.
Фото именно той модели, которая продаётся – новая, без повреждений, но с производственным косяком (характерно для всех моделей этого в
Пользователь | Цена | Кол-во | Дата |
---|---|---|---|
Panzer_Uktrain (17) | 300₽ | 1 | 01.02.2020 10:41:31 |