ИС-2 (Объект 240) - советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны, был единственным советским тяжёлым танком, который по совокупности своих боевых и эксплуатационных свойств мог удовлетворить требованиям РККА второй половины войны по проведению наступательных операций с преодолением мощной и глубоко эшелонированной обороны. Для адекватного противодействия ИС-2 противнику требовались тяжёлые противотанковые средства, которые, как правило, являлись дорогостоящими, трудно восполняемыми и далеко не всегда наличествующими в конкретном месте в нужное время. То же самое в обратном порядке случилось ранее в 1943 году с массовым применением немцами тяжёлых танков «Тигр», что было учтено советским командованием при разработке тактики применения тяжёлых танков. Предшественником танка были ИС-85 (ИС-1) и КВ-85, принятые на вооружение в сентябре 1943 года, однако уже в конце 1943 года стало ясно, что они обладают недостаточным для тяжёлого танка вооружением. Опыт боевого использования 85-мм пушки Д-5 на самоходно-артиллерийской установке СУ-85 и опытные стрельбы по трофейным тяжёлым немецким танкам показали, что орудие Д-5Т не позволяет достичь решительного превосходства над вооружением немецких танков, более того, по своей бронепробиваемости оно уступает немецким 88-мм танковым пушкам и 75-мм пушке KwK 42 L70, установленной на танке «Пантера». Также следует отметить, что 85-мм пушка Д-5Т на дистанции 500-1000 м калиберным бронебойным снарядом могла пробить лоб немецкого тяжёлого танка «Тигр I» только при попадании, близком к нормали; верхняя лобовая деталь «Пантеры» не пробивалась вовсе. Это ставило новый советский тяжёлый танк в невыгодное положение на фоне постоянно увеличивающейся численности «Пантер» на советско-германском фронте. К тому же, 85-мм снаряды, заимствованные от зенитного орудия 52-К, вообще не имели необходимого фугасного варианта (они были осколочными). Необходимость такого снаряда была проверена самоходной артиллерией - для борьбы с ДОТами и сильными ДЗОТами советские командиры предпочитали СУ-122, а не СУ-85. Однако башня и конструкция монтажа орудия у танка ИС имели значительный резерв по установке более мощных артсистем. В сентябре 1943 года известный советский артиллерийский конструктор Ф. Ф. Петров направил письмо главному конструктору ЧКЗ и опытного завода № 100 Ж. Я. Котину о возможности установки в танки ИС артсистем калибра 107, 122 и даже 152 мм. Ж. Я. Котин выбрал для усиления вооружения танка ИС 122-мм пушку А-19 - корпусную пушку образца 1931/1937 гг. После согласования технических подробностей он получил согласие лично от И. В. Сталина на установку пушки А-19 в танк ИС. В конструкторском бюро завода № 9 под руководством Ф. Ф. Петрова А-19 была доработана для установки в танк - её оснастили дульным тормозом для смягчения значительной отдачи, более компактными противооткатными устройствами, перенесли на одну сторону органы управления для удобства наводчика в стеснённом боевом отделении танка. Этот доработанный вариант А-19 получил название Д-25Т, и его массовое производство было запущено на заводе № 9 немедленно. Изначально Д-25 была оснащена Т-образным дульным тормозом, который разорвался при тестовых стрельбах, чуть не убив маршала Ворошилова, присутствовавшего на испытаниях. Впоследствии на ИС установили двухкамерный дульный тормоз немецкого типа, а затем завод № 9 разработал свою конструкцию двухкамерного дульного тормоза, который и стал устанавливаться на серийных машинах. Установка орудия Д-25Т с гораздо более длинным и массивным стволом нарушила расчётное распределение масс вокруг оси вращения башни, проектировавшейся для 85-мм пушки Д-5Т. Скорость поворота башни ИС-2 составляла 13-16° в секунду, то есть на полный оборот башни требовалось 22-28 с. Электропривод позволял поворачивать башню при заглушённом двигателе и крене машины до 15°. Ручной привод позволял поворачивать башню при крене 8,3° с усилием в 16 кгс. Для сравнения: немецкие тяжёлые танки имели сложный, громоздкий м неудобный в управлении гидравлический либо ручной привод башни; скорость поворота башни гидроприводом зависела от числа оборотов двигателя (то есть при неработающем двигателе гидропривод был бесполезен), находясь в диапазоне от 5 до 19° в секунду. По сравнению с танком КВ-1с плотная компоновка обитаемого пространства танка ИС не позволила разместить в нём пятого члена экипажа - стрелка-радиста. Его функции были распределены между командиром и механиком-водителем: первый работал с радиостанцией, а второй вёл неприцельный огонь из курсового пулемёта путём нажатия на гашетку электроспускового механизма на одном из рычагов управления. Сам курсовой пулемёт располагался справа от механика-водителя и жёстко крепился в специальном бронированном патрубке, который приваривался к лобовой бронедетали танка. Впоследствии, из-за низкой эффективности неприцельного огня и ослабления лобового бронирования, от курсового пулемёта и вовсе отказались. Также была повышена защищённость от огня противника во фронтальном секторе - ИС-2 обр. 1943 г. имели литую лобовую деталь обтекаемой «ступенчатой» формы, в различных частях её толщина варьировала от 60 до 120 мм. При нехватке катанной брони прочие детали также могли изготавливаться из литой брони по простым техническим условиям малоквалифицированными рабочими простыми средствами, что повышало реальные возможности по выпуску машин в условиях войны. Такая броня нередко имела дефекты и зачастую грубую поверхность, что дополнительно приводило к отклонениям от расчётной толщины брони в обе стороны. С точки зрения броневой защиты, 53 % от общей массы ИС-2 приходилось на бронирование корпуса и башни, тогда как у PzKpfw VI Ausf H «Тигр I» этот показатель был 46,3 %, а у PzKpfw V «Пантера» - 38,5 %. Лобовое бронирование ИС-2 неплохо противостояло немецким снарядам: верхняя деталь «ступенчатого носа» пробивалась калиберными бронебойными снарядами 88-мм пушки KwK 36 с 1000-1200 м, 75-мм пушки KwK 42 - с 800-900 м, 75-мм пушки Pak 40 - с 400 м. Также можно сказать, что мощное вооружение ИС-2 косвенно увеличивало его защищённость, вынуждая танки и САУ противника открывать по ИС-2 огонь с более дальних дистанций по сравнению с боем с любым иным советским танком. Танковая пушка Д-25Т являлось самым крупнокалиберным серийным танковым орудием Второй мировой войны - её дульная энергия составляла 820 тм, тогда как у 88-мм пушки KwK 43 немецкого тяжёлого танка PzKpfw VI Ausf B «Тигр II» она равнялась 520 тм (пушки KwK 36 и KwK 42 тяжёлого танка PzKpfw VI Ausf H «Тигр I» и среднего танка PzKpfw V «Пантера» имели соответственно энергию 368 тм и 205 тм). Удовлетворительные результаты бронепробиваемости достигались только за счёт большой массы снаряда (25кг), что в итоге сильно снизило скорострельность орудия (уступала 75-мм и 88-мм пушкам немецких танков), и сократило боекомплект танка, в сравнении с вооружённым 85-мм орудием «ИС-2», более чем в два раза, до 28 снарядов. Кроме того, сказались и непростые условия работы единственного заряжающего, которому приходилось большинство операций выполнять левой рукой. Однако, большая мощность фугасного 122-мм снаряда позволяла добиваться положительных результатов при стрельбе по вражеским бронецелям (разрушительное действие фугасного снаряда усиливается при его попадании под углом, по сравнению с поражением по нормали) - осколочно-фугасная граната ОФ-471 при попадании выводила из строя элементы трансмиссии и разрывала сварные швы лобовой части даже самой бронированной цели. Причем ИС-2 имел преимущество за счёт лучшей оснащённости приборами наблюдения.Кучность боя 122-мм пушки Д-25Т как минимум не уступала зарубежным орудиям. По своей подвижности ИС-2 расценивался представителями РККА вполне удовлетворительно, хотя при 520-сильном дизельном двигателе и массе в 46 т его максимальная скорость не превышала 35 км/ч. Удельное давление на грунт составляло около 0,8 кг/см², что намного превосходило показатели немецких тяжёлых и средних танков. Это приводило к тому, что в целях сбережения дорогостоящей и трудноремонтируемой материальной части немецких тяжёлых танковых батальонов, они редко применялись вне дорог (перегружались двигатель и трансмиссия, повышался шанс застревания танка), тогда как ИС-2 был более приспособлен к бездорожью и преодолению передовых траншей. После успешных испытаний «Объекта 240» поступило распоряжение о немедленном запуске его в серийное производство на ЧКЗ. В ноябре 1943 года началась сборка первых серийных машин. Новая модификация танка получила индекс ИС-2 (в годы войны с ним на равных использовалось обозначение ИС-122, первые образцы иногда также именовались в частях как КВ-122. Производство продолжалось с декабря 1943 года по июнь 1945-го, несколько машин этой марки также выпустил Ленинградский Кировский завод. Боевое крещение ИС-2 приняли в начале 1944 года. Продемонстрированные в бою высокие боевые качества сразу же привели к приказу о максимальном увеличении объёмов производства ИС-2. При этом была оборвана тестовая работа, в результате чего на фронт отправилось очень много недоведённых машин, и их выходы из строя послужили причиной большого количества рекламаций из войск. Огромную роль в быстром восстановлении боеспособности советских танковых частей сыграла высокая живучесть и ремонтопригодность ИСов и созданных на их базе САУ. Нередкими были случаи, когда полк, накануне потерявший большую часть своих машин, уже через день-два был снова готов к бою. Так, в 88-м отдельном гвардейском тяжёлом танковом полку (ОГвТТП) к 25 января имелось лишь два исправных танка, другие были либо подбиты, либо вышли из строя по техническим и иным причинам (в том числе два утонули в реке). Однако уже к 1 февраля в строй вернулись 15 восстановленных и боеспособных машин. Для обеспечения качества серийных ИС-2 и их совершенствования в начале 1944 года Ж. Я. Котин и ряд его сотрудников был отстранён от конструкторской работы по новым машинам с целью ликвидации дефектов в конструкции ИС-2. Доводка машины проходила тяжело: так, в апреле 1944 года военная приёмка докладывала о том, что существенного улучшения качества выпускаемых на ЧКЗ танков ИС-2 и САУ на его базе не произошло. Однако летом 1944 года проводимая работа по улучшению качества дала первые плоды - около трети выпускаемых танков удавалось сдать приёмке с первого раза, а с ноября 1944 года качество принимаемых танков официально было признано удовлетворительным, Ж. Я. Котин был возвращён на пост главы КБ ЧКЗ и опытного завода № 100. Зимой 1944/1945 гг. рапорты из войск свидетельствовали, что ИС-2 безаварийной работой перекрывают гарантийный километраж в 1000 км, а, например, Пантеры понесли огромные небоевые потери (десятки %) по техническим причинам (при гораздо больших затратах на производство и ремонт), и не только во время «Курской битвы». Отлаженный производственный механизм по выпуску ИС-2 привёл к тому, что машины 1945 года выпуска считались довольно надёжными и нетребовательными при эксплуатации.
ИС-2 № 434- "Боевая подруга" - это танк 7Гв.ТТбр. Эмблема - белый медведь . Танки № 414,432,434 были переданы за счет сбора фонд помощи фронту женами военнослужащих одного из округов в конце 44г. Какой из округов - нет точной информации, по одной-Московский, по -другой Киевский.
Фото 3-7 именно той модели, которая продаётся. Упаковка не вскрыта, модель абсолютно новая.
Возможен обмен на модели военной техники
Пользователь | Цена | Кол-во | Дата |
---|---|---|---|
Drive2203 (34) | 1200₽ | 1 | 17.02.2023 00:58:35 |
biriukov (22) | 950₽ | 1 | 13.01.2021 16:12:42 |
ChiBus (53) | 800₽ | 1 | 14.12.2020 00:09:33 |
baly (2) | 800₽ | 1 | 10.12.2020 11:41:12 |
Ubob (40) | 800₽ | 1 | 03.11.2020 21:05:44 |
Падам (25) | 800₽ | 1 | 27.10.2020 17:19:41 |
Падам (25) | 800₽ | 1 | 23.08.2020 13:46:52 |